Артикуляционный массаж при заикании - Развитие речи - Каталог статей - Психологическая помощь в Японии
Пятница, 09.12.2016, 07:06
Психолог Оксана Скибо-Накорчевская
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Пальчиковые игры [1]
Пальчиковые игры, потешки, считалочки. Возраст 0-3 г.
Развитие речи [17]
Психоэмоциональное развитие [2]
Тревожность, детские страхи [3]
ММД/СДВГ [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Развитие речи

Артикуляционный массаж при заикании

Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании (продолжение)


Развитие силы голоса:

У — У

А — А

О —О

АУ — АУ

АУИ — АУИ

ОУИ — ОУИ

АУ — АУ — АУИ

АУИ — ОУИ — ОУИ

Имитация укачивания ребенка, куклы:

А А А А А А

А А А А А

У У У У У У

У У. У У У

При работе над тембром голоса у заикающегося перед логопедом стоят следующие задачи:

§   выработать звонкость, собранность звучания;

§   нивелировать сдавленность голоса путем разнапряжения мышц шеи и гортани;

§   снять зажатость челюстей, как препятствие свободному голосотечению;

§   выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, уверенное звучание;

§   выработать выносливость голоса, т.е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.

Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса, развитие диапазона голоса:

§   произнесение сонорных согласных «М» и «Н» с гласными.

Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения. Голос на среднем регистре, в одной тональности:

ммуммоммаммиммаммм

ннунноннаннуннниннн

мммнуммноммнаммниимнаммм

§   повышение и понижение голоса на сонорных согласных «М», «Н» с паузами и без пауз;

§   произнесение фраз слитно, на стоне, монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса:

Маму я молю упрямо: ММАМУЯМОЛЮУПРЯММО,

«Молока палей мне мама...» ММОЛОКАННАЛЕЙММННЕММАММА.

Мимозы Мила маме купила... ММИММОЗЫММИЛЛММАММЕКУПИЛА...

После длительного произнесения каждого звука или звукосочетания необходимо делать остановку — паузу.

При произнесении звукосочетаний переход от одного звука к другому должен осуществляться плавно, один звук «перетекает» в другой.

Все предложение произносится как одно многосложное слово.

Упражнение 2. Работа со словом.

Гласные звуки, выделенные из слова, произносятся слитно,на одном выдохе, и только затем— само слово. Вдох должен быть легким, начало речи совпадает с началом выдоха. Ударный звук произносится громче:

Аия-Аия-Азия

Ауа-Ауа-Азбука

Ао-Ао-Автор

Аиу- АиуАзимут

Оа-Оа-Окна

Оао-Оао-Облако

Эа-Эа-Эра и т.д.

Постепенно можно переходить к многосложным словам с ударением в середине и в конце слова.

Например: Эфиопия. Экспонат. Ананас. Абрикос.

Операция. Образец. Упаковка. Имитация. Произнесение каждого гласного звука сопровождается «дирижированием».

3. Следующий этап — работа над фразой. Каждое короткое предложение произносится на одном плавном выдохе, как многосложное слово. Произнесение каждого слога сопровождаете «дирижированием» — горизонтальным движением кисти ведущей руки.

Упражнение I предложения из двух слов Ария известна. Айсберг огромен. Отпуск окончился. Осы улетели. Атлас устарел. Окна окрашены. Эхо отзвучало. Ужин окончен, и т.д.

Упражнение 2 предложения из трех слов, начинающихся с гласных звуков

Аисты улетают осенью.

Автобус остановился у остановки.

Это артист эстрады.

Окна окрашены охрой.

Узкая улица извилиста.

Избы обнесены изгородью.

Упражнение 3 предложения из четырех слов

В лесу много грибов и ягод. У Володи волнистые волосы. В вазу высыпали спелую вишню. Ольга накинула на голову платок. Над водой пролетела стая чаек. Сегодня хороший теплый вечер. Летний день клонился к закату. По лугу расстилался вечерний туман.

Необходимо помнить, что предлоги произносятся в составе следующего за ними слова.

Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные логоритмические упражнения на согласование речи с движением, то есть чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движениями рук, ног, пальцев рук, на шаг и т.д.

Например, читаем сопряженно или отраженно стихотворение К.И. Чуковского, каждый слог отхлопывая ладошками:

МО-ЖНО ДВЕ-СТИ ТЫ-СЯЧ РАЗ/ У-РО-НИТЬ ЖЕ-ЛЕЗ-НЫЙ ТАЗ//. А ФАР-ФО-РО-ВУ-Ю ВА-ЗУ/ У-РО-НИТЬ НЕЛЬ-ЗЯ НИ РА-ЗУ.// ВЕДЬ НА ДВЕ-СТИ ТЫ-СЯЧ РАЗ/ НУ-ЖНО ДВЕ-СТИ ТЫ-СЯЧ ВАЗ//.

Или шагаем на месте, скандируя:

НЕТ,/ НА-ПРАС-НО МЫ РЕ-ШИ-ЛИ/ ПРО-КА-ТИТЬ КО-ТА В М А-ШИ-НЕ//, КОТ КА-ТАТЬ-СЯ НЕ ПРИ-ВЫК/, О-ПРО-КИ-НУЛ ГРУ-ЗО-ВИК...//

Или с дирижированием:

ЛЕ-СА РО-НЯ-ЮТ ЖЕЛ-ТУ-Ю ЛИСТ-ВУ/, РЫ-ДА-ЕТ НЕ-БО,/ ЗЕМ-ЛЮ ПО-ЛИ-ВА-Я...// и т.д.

На этапе работы с фразой из трех-четырех слов можете переходить от работы с «дирижированием» к ритмической стимуляции, то есть к работе с МЕТРОНОМОМ. Каждый слог произносите синхронно с щелчком МЕТРОНОМА. При этом постарайтесь избежать скандирования. Речь должна оставаться слитной и плавной.

На начальных этапах работы скорость МЕТРОНОМА необходимо максимально замедлять. Чем выше выраженность судорожного компонента заикания, тем меньше должна быть скорость.

Уже на ранних этапах работы для достижения максимальной эффективности МЕТРОНОМ можно комбинировать с движением пальцев ведущей руки или ладони (движение — слог).

4. Работа над паузой.

До сих пор отрабатывали произношение простых коротких предложений, которые произносятся на одном выдохе, так как выдыхаемого воздуха вполне достаточно, чтобы произнести 3-4 слова. Но как в живой разговорной речи, так и при чтении часто встречаются сложные развернутые предложения, состоящие из двух, трех и более частей. После каждой части или смыслового отрезка необходимо останавливаться, делать новый вдох для продолжения фразы. Фразу тоже надо делить на смысловые отрезки — синтагмы — так, чтобы смысл фразы стал понятен для слушателя и чтобы каждая часть фразы получила нужное ей звучание.

Паузы в середине предложения короче, чем паузы в конце предложения.

Работу над сложными предложениями можно начинать с фраз, в которых встречается одна пауза.

Например:

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ — / ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.//

НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ — / ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ //.

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, — / А КРАСНА ПИРОГАМИ//. и т.д. .

Постепенно можете переходить к чтению текстов, сначала в стихах, затем в прозе, лучше описательного содержания.

Предварительно в тексте рекомендуется обозначить карандашом паузы (пауза в составе предложения — одна вертикальная линия, в конце — две линии).

Например:

ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ,/ И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ/ МИМО ОСТРОВА БУЯНА,/ В ЦАРСТВО СЛАВНОГО САЛТАНА,/ ПУШКИ С ПРИСТАНИ ПАЛЯТ/ КОРАБЛЮ ПРИСТАТЬ ВЕЛЯТ...//

(А.С. Пушкин)

КОГДА В СОЛНЕЧНОЕ УТРО,/ ЛЕТОМ, ПОЙДЕШЬ В ЛЕС,/ ТО НА ПОЛЯХ, В ТРАВЕ,/ ВИДНЫ АЛМАЗЫ.// ВСЕ АЛМАЗЫ ЭТИ / БЛЕСТЯТ И ПЕРЕЛИВАЮТСЯ НА СОЛНЦЕ /РАЗНЫМИ ЦВЕТАМИ — / И ЖЕЛТЫМ,/ И КРАСНЫМ,/ И СИНИМ.//

5. Следующий этап в речевой работе — изложение прочитанного текста своими словами и практика разговорной речи.

В помощь вам на ранних этапах овладения навыком пересказа и изложения своих мыслей без предварительной подготовки будет метроном.

При пересказе главное внимание нужно уделять правильному и грамотному оформлению мыслей. Поскольку речевые навыки уже достаточно усвоены и автоматизированы, то переключение основного внимания с техники речи на ее смысловую сторону на данном этапе будет своевременным.

Во время пересказа необходимо воспитывать бережное отношение к паузам. Использовать паузу для того, чтобы словесно оформить следующую мысль.

Отработка навыка спонтанной речи осуществляется на материале сюжетных картин, серий картин, прочитанных художественных текстов, речевых импровизаций на заданную тему. Заикающегося ребенка необходимо учить рассказывать об интересных событиях родным и друзьям, разговаривать по телефону, общаться с малознакомыми людьми, тем самым закрепляя полученные навыки.

ЛИТЕРАТУРА:

1.        Шкловский В.М. Заикание. — М.,1994 г.

2.        Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгёнова А.Я., Синицына Н.Ф., Смирнова М.В. В Помощь взрослым заикающимся. — М., Просвещение, 1969.

3.        Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., Просвещение, 1973.

4.        Белая Н.А, Руководство по лечебному массажу. — М, Медицина, 1974.

5.        Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб, САТИС, 1995.

6.        Савкова З.И. Как сделать голос сценическим. М., Искусство, 1968.

7.        Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей. Самара, 1994.

Материалы по теме:

Лепим-Поем-Читаем 
Артикуляционный массаж при заикании. Начало. 
Песенки-игры для развития мелкой моторики. MP3 
Психомышечная тренировка. Чистякова 
Эмоциональное и интеллектуальное развитие. Песенки-игры 
Тревожный ребенок. 
Тревожный ребенок. Повышение самооценки. 
Определение страха и его проявления. Захаров 
ММД. Профессионализм психолога и психодиагностика. Ясюкова 
ММД. Оптимизация обучения. Ясюкова 
ММД. Ясюкова Минимальная церебральная дисфункция 
Что такое гиперактивность? Лютова, Монина. 
Помощь гиперактивному ребенку. Лютова, Монина 
К вопросу о детских капризах. Дробинская А. 
Обратная сторона материнской любви. Некрасов. 
Мать и дочь - трудное равновесие. Карин Белл. 
Гиперопека 
Как предупредить негативные последствия стресса у детей. Е. Петрова

Категория: Развитие речи | Добавил: sanetta (08.03.2010)
Просмотров: 3591 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2016
Наш опрос
Как вы считаете, нужна ли в Японии группа личностного роста для подростков?
Всего ответов: 165
Друзья сайта
Реклама
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz