К ВОПРОСУ О “ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ” АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО. - Ребенок/Родитель - Каталог файлов - Психологическая помощь в Японии
Пятница, 09.12.2016, 07:01
Психолог Оксана Скибо-Накорчевская
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [2]
Сказкотерапия [2]
Ребенок/Родитель [18]
Муж/жена. Семейные отношения [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Ребенок/Родитель

К ВОПРОСУ О “ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ” АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО.
[ · Скачать удаленно () ] 07.12.2009, 16:19
АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО.
8 / 2004 Тема номера: Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка 
с проблемами в развитии. 
_______________________________________________________________________

К ВОПРОСУ О "ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ”
(ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ КДЦ ИКП РАО)
Дробинская А.О.

 
Наиболее частыми поводами обращения за консультацией детей третьего года жизни
являются задержка речевого развития и нарушения сна. Однако при подробном расспросе
родителей нередко звучат жалобы "второго ранга” – "избалованность”, "капризность”,

"трудный характер” ребенка. Обычно под этими бытовыми проблемами присутствуют 
требование постоянного присутствия матери и ее внимания, протестное поведение с 
элементами агрессии, игнорирование требований взрослых, выраженные, а иногда и
непреодолимые трудности в ситуациях, требующих умения устанавливать отношения с
другими детьми и взрослыми (например, при оформлении в детское учреждение).
, как правило, оказывается несостоятельным и не дает удовлетворительных спосо
Объяснение подобных особенностей поведения патофизиологическими механизмам
ибов коррекции этого круга нарушений. Диагноз "неправильное воспитание” носит оценочный, декларативный характер.
ных паттернов поведения с позиций теории привязанности, получившей бурное раз
Наиболее конструктивным и, соответственно, дающим возможность коррекционного подхода, представляется анализ подо
бвитие в течение последних десятилетий. Согласно этой теории, характер привязанности между ребенком и матерью в первые годы жизни
5 и др.]. Оптимальный вариант детско- материнской привязанности характеризуется нали
закладывает основы формирующейся личности, ее будущего доверия к окружающему миру и особенности взаимоотношений с ним [5, 13, 14,
1чием надежных и устойчивых отношений между ребенком и матерью, а ее расстройства могут приводить к нарушению психического созревания ребенка, дезадаптации и психосоматическим расстройствам [3, 4, 10, 11]. Это
ли неявно присутствует другой человек - прежде всего мать [7]. В практической рабо
соответствует положению Л.С. Выготского о том, что любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением, во всякой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром явно
ите нами было выделено три наиболее часто встречающихся и четко очерченных типа "капризного” поведения детей третьего года жизни. Первый тип проявляется так называемой симбиотической связью с матерью – чрезмерной
еносят перемену обстановки, особенно смену ухаживающих взрослых, часто плохо засыпа
привязанностью к матери с невозможностью оторваться от нее ни на шаг. У таких детей заметен повышенный уровень тревожности: они не могут оставаться одни, не в состоянии занять себя даже на короткое время, плохо пе
рют, просыпаются по ночам с необъяснимым плачем или криком. Отсутствие матери или возможность ее ухода дезинтегрируют состояние ребенка, он тоскует, тревожно спрашивает, где она, не может заниматься чем-либо содержательным, с большим трудом переключается на общение с другими взрослыми.
амосознания. Ребенок с симбиотической связью с матерью не только не проявляет
Обычно такое поведение начинает вызывать беспокойство матери к 2,5 – 3 годам, когда встает вопрос об оформлении ребенка в детское учреждение. В этом возрасте у благополучно развивающихся детей отчетливо намечаются стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием
сэтих тенденций, но нередко становится еще более привязанным, тревожным, плаксивым, возможно, чувствуя утомление матери и стремление дистанцироваться от него. У таких детей крайне затруднена, а подчас и невозможна адаптация к детскому коллективу, помещение их в детское учреждение, проходящее под
естно-агрессивных действий. Поведение ребенка словно провоцирует постоянное внимание
девизом "поплачет и привыкнет”, как правило, заканчивается выраженными невротическими или психосоматическими заболеваниями. Второй тип поведения – это постоянное стремление привлекать внимание матери к себе с использованием всех доступных ребенку средств – от простого "дерганья” и "нытья” до про
тматери, если ему не удается добиться позитивного контакта, в ход идут протестные реакции с криками, катанием по полу, отказом от еды или агрессивные по отношению к матери действия (щипание, кусание). Как правило, такие действия являются наказуемыми, но наказание вызывает лишь их трансформацию в агрессию по отношению к более уязвимым
ебенок не подчиняется их воспитательным воздействиям, игнорирует или "не слышит” их, нер
субъектам (обычно, к другим детям) или к самому себе (выдергивание у себя волос). Иногда это сопровождается действиями, компенсирующими недостаток тактильного контакта: раскачиванием, стуканием головой об предметы, перебиранием волос на голове. Третий тип поведения в некотором роде противоположен первому. Матери жалуются на то, что
редко реагирует только на повышенный голос и угрозы наказания. В этом случае мать как бы безразлична ребенку, он не заинтересован в контакте с ней, не стремится приблизиться к ней, получить у нее поддержку, поделиться с ней своими достижениями. Такой ребенок может производить впечатление "чрезмерно самостоятельного”, может быть более общительным с малознакомыми людьми, идти к ним на руки, улыбаться, охотно вступать с
нческом возрасте, они развиваются, видоизменяются, и к концу раннего детства приобре
ними в диалог, тогда как контакт с матерью вызывает у него гораздо меньше активности. Наши наблюдения, совпадающие со многими литературными данными [2, 4, 6, 8, 9 и др.], показывают, что в формировании всех трех типов поведения ведущую роль играют не только и не столько патологические отклонения в состоянии ребенка, сколько особенности материнско-детских отношений, обусловленные поведением матери. Закладываясь в млад
етают описанный нами характер. Отношение матери к ребенку и ее поведение в типичных ситуациях взаимодействия с ним являются главными факторами становления отношений в диаде "мать-дитя”. Они непосредственно влияют на формирование привязанности у ребенка и его поведение. Особенно важны чувствительность матери к подаваемым ребенком сигналам и характер реагирования на них, способность к стимулированию эмоционального и деятельностного
остные особенности матери (включая ее неудовлетворенность своим семейным статусом и
контакта [1, 4, 12]. Расстройство чувствительности и реактивности матери приводит к искажению взаимоотношений в диаде "мать-дитя”, ребенок не получает достаточного ответа на те сигналы, которые он посылает окружающему миру, и не получает в результате достаточного удовлетворения своей главной потребности – чувства защищенности и надежности своего существования. Причиной такого расстройства диадных взаимоотношений могут быть как лич
н отношениями в браке), так и ее психическое неблагополучие [11, 12]. И в том, и в другом случае осложняется установление близкого эмоционального контакта с младенцем. Согласно нашим наблюдениям, в анамнезе, а нередко и в актуальном психическом статусе у матерей детей с первым типом поведения выявляются признаки тревожной депрессии. Депрессивное состояние матери, ее подавленность и дискомфорт проявляются в отсутствии уверенности в том, что она хорошо выполняет свою роль. Она постоянно
трудняется адаптация к его изменениям. Такие матери считают своих детей болезненным
испытывает тревогу за малыша, болезненно реагирует на малейшие, в том числе и мнимые признаки его неблагополучия, не может оставить его ни на секунду. Общий тревожный фон транслируется ребенку, и он действительно начинает хуже есть, спать, отказывается находиться без мамы. Тут уж у нее появляются реальные поводы для переживаний, а они естественным образом усиливают тревогу. В тревожной диаде у ребенка формируется базовое ощущение неуверенности в себе и небезопасности окружающего мира, з
аи, требующими повышенной заботы и опеки. Однако эти дети все же испытывают дефицит ласки и внимания из-за постоянного чувства тревоги и внутреннего напряжения у матери, препятствующего полноценному эмоциональному контакту с ребенком. Матери более активно реагируют на плач, чем на улыбку ребенка, провоцируя у него, таким образом, плаксиво-тревожную зависимость. Об эмоциональном дефиците таких взаимоотношений говорит тот парадоксальный факт, что дети очень болезненно переживают разлуку с матерью, плачут и капризничают в ее
привлечением внимания матери, как положительного, так и отрицательного. Аутостимул
отсутствие, но при ее появлении не проявляют желания содержательно с ней общаться, словно ее присутствие нужно им лишь формально. Второй тип поведения ребенка нередко формируется при наличии у матери тоскливой депрессии. Подавленная и грустная мать дистанцируется от ребенка, меньше вступает в тактильные и звуковые контакты с ним, замедленно реагирует на его дискомфорт, временами испытывает к нему враждебное отношение. Возникает ситуация депривации, которую ребенок стремится преодолеть доступными ему средствами – постоянным
яция и аутоагрессивные действия также служат крайним способом преодоления тактильной и эмоциональной депривации. В отличие от детей, растущих в обстановке психологического комфорта, такой ребенок меньше интересуется окружающим миром и изучает его, недостаточно хорошо вступает в эмоциональный контакт с близкими. В результате у него страдает способность к формированию стойких привязанностей и стабильных отношений, прежде всего, с матерью. Третий тип поведения, получивший в литературе название "избегающей привязанности”, нередко развивается у детей, матери которых отличаются авторитарным
ированные” матери, которые отличаются завышенной самооценкой и недостаточной самокрит
поведением и нечувствительны к потребностям ребенка [9]. Это могут быть отвергающие и ограничивающие активность ребенка матери или матери, непоследовательные в своем поведении, реагирующие на потребности ребенка в зависимости от собственного настроения или слишком слабо, или слишком бурно. В первом случае их можно охарактеризовать как "закрыто-формальных”: они придерживаются авторитарного стиля воспитания, стараясь навязать ребенку свою систему требований. Эти матери не столько воспитывают, сколько перевоспитывают, часто пользуясь книжными рекомендациями. Во втором случае это "эго- ориен
тичностью. Они достаточно противоречивы в своем отношении к ребенку: повышенное, порой даже чрезмерное внимание к нему подчас сочетается с полным игнорированием его интересов. В этих случаях избегание ребенком контактов с матерью становится своеобразной защитой от разрушающего влияния взаимодействия с ней. Таким образом, анализ причин и механизмов отклоняющегося поведения детей третьего года жизни, приводит к выводу, что одним из ведущих факторов его становления являются расстройства отношений в диаде "мать-дитя”. Следовательно, нормализация поведения ребенка невозможна без диагностического внимания к особенностям
ний необходим, особенно в психиатрии раннего возраста, которая, по словам
взаимодействия между матерью и ребенком и коррекции выявленных расстройств (психотерапевтической, а при необходимости психофармакологической). Одной из существенных трудностей этого аспекта работы является то, что мать не всегда открыта для диагностической и терапевтической интервенции, считая, что в консультировании нуждается не она, а ребенок. Другая существенная трудность состоит в том, что работа с матерью требует, как правило, не одного, а хотя бы нескольких часов, и должна проводиться специалистами по семейной психотерапии и психиатрии. Однако расширение границ диагностического поиска в сторону семейных отнош
еВ.В.Ковалева, является "психиатрией детско- родительских отношений”. Список литературы: 1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопр. психол. – 1997. - N4. – С. 3-12. 2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психол. журн. – 1999. - N1. – С.39-48. 3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М., Изд-во Института психотерапии, 1999. – 304с. 4. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Искажение материнского поведения при послеродовых депрессиях:
ающихся вне семьи // Тез. докл. конф. «Мама – мой мир». – СПб, 2000г. – С.100-1
влияние раннего и актуального жизненного опыта женщины // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. – М., 1998. - С.82-83. 5. Батуев А.С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. – СПб, 1999. – С.8-12. 6. Буянов М.И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. – 1970. - №3. – С.453-462. 7. Выготский Л.С. Младенческий возраст / Вопр. детск. психол. – СПб, Союз, 1997. – С.40- 111. 8. Гречаный С.В., Хацкель С.Б. Патологические привычные действия у детей раннего возраста, воспиты
в02. 9. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр. и мед психол. – 1995. - N1. – С.55-63. 10. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб, Питер, 2000. – 312с. 11. Скобло Г.В., Баз Л.Л. Дети от матерей с послеродовыми депрессиями: нарушения психического здоровья на первом году жизни // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. – М., 1998. - С.101-102. 12. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. – 1995. - №3. – С.134-150.
в в интернете гиперссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна. Адрес электронной п
13. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П.Криттенден) // Вопр.психол. – 1999. - N1. – С105-117. 14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., Лениздат, 1991. 15. Шпиц Р.А. Первый год жизни. – М., Геррус, 2000. ©2004 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены. Лицензия Минпечати ЭЛ №77-6272 от 17 мая 2002 года. ОФАП № 50200100254. При использовании материалов ссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна. Документы могут использоваться только для некоммерческих целей. Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного разрешения. При полной или частичной перепечатке текстовых материал
оочты редакции: nikolskaya@ise.iip.net
ovkov@ise.iip.net, 2004
Создание и поддержка: Головков Н.Н. go
l
Категория: Ребенок/Родитель | Добавил: sanetta | Теги: паттерны поведения, агрессия, привязанность к матери, Дробинская, детские капризы, депривация
Просмотров: 2044 | Загрузок: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2016
Наш опрос
Как вы считаете, нужна ли в Японии группа личностного роста для подростков?
Всего ответов: 165
Друзья сайта
Реклама
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz