Логопедическая гимнастика 2 - Развитие речи - Каталог статей - Психологическая помощь в Японии
Пятница, 09.12.2016, 07:01
Психолог Оксана Скибо-Накорчевская
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Пальчиковые игры [1]
Пальчиковые игры, потешки, считалочки. Возраст 0-3 г.
Развитие речи [17]
Психоэмоциональное развитие [2]
Тревожность, детские страхи [3]
ММД/СДВГ [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Развитие речи

Логопедическая гимнастика 2

Логопедическая гимнастика (продолжение)

Упражнения для языка.


13.    Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать губы, делая движение по кругу. Кончик языка доходит до внешнего края губ. Следить, чтобы движение языка было плавным, без скачков, язык доходил до уголков рта, губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась.

14.    Рот закрыт. Облизывание зубов под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.

15.    Рот закрыт. Облизывание зубов под нижней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.

16.    Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, загибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.

17.    Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кон чик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

18.    Рот открыт. Облизывание нижних зубов под губой, как можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

19.    Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя движение по кругу, как можно больше загибая язык. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

20.    Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась (5, 6).

21.    Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

22.    Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

23.    Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верх ним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

24.    Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

25.    Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п. (Рекомендуется при малоподвижном языке).

26.    Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался (7, 8).

27.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вставить между верхней губой и зубами (9), затем между нижней губой и зубами (10). Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, язык не сужался.

28.    Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам (11). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

29.    Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку (12). Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

30.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поло жить на бугорки за нижними зубами с внутренней стороны (13), затем поднять на бугорки за верхними зубами, тоже с внутренней стороны (14). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

31.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять вверх к мягкому нёбу. Следить, чтобы язык все время оставался широким, нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

32.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения назад-вперед. Следить, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и челюсть должны быть неподвижны.

При выполнении упражнений 29—32, чтобы предотвратить закрывание рта, пользуются роторасширителем или пробкой. Проще способ с пробкой: в угол между челюстями вставляется пробка, она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удержания между зубами. Можно использовать чистый палец.

33.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким, а его кончик завернутым. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

34.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к носу, затем опустить к верхней губе, вставить между верхней губой и зубами, прикоснуться к краю верхних зубов, дотронуться до бугорков за верхними зубами, погладить твердое нёбо, делая движение кзади. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужался.

35.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе, вставить между нижней губой и зубами, дотронуться до бугорков за нижними резца ми. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, язык не сужался.

36.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким завернутым кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной стороны, затем с внутренней («язычок перешагивает через зубы»). Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужался при втягивании в рот.

37.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к нижним резцам с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык при втягивании в рот не сужался.

38.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние резцы с внутренней стороны, делая движения сверху вниз. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны, язык не сужался и не выходил за зубы.

39.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить бугорки за нижними зубами с внутренней стороны снизу вверх. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык не сужался и не выходил за зубы.

40.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до нижних резцов с внутренней стороны, затем до альвеол. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

41.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до верхних резцов с внутренней стороны, затем до альвеол. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались не подвижными.

42.    Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону ложки всей поверхностью кончика языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Слизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кон чик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений.

43.    Губы в улыбке: а) закусывать зубами боковые края языка, оставляя свободным только его кончик; б) при этом положении языка загибать его широкий кончик к верхней и нижней десне. Следить, чтобы губы оставались неподвижными.

44.    Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Упражнения 43—44 довольно трудные, так как требуют активности края языка; в то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому должны тщательно отрабатываться.

45.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

46.    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут <желобком лодочкой (15): боковые края лопатообразного языка поднимаются, и по средней продольной линии языка образуется впадина. Если это движение долго не удается, то полезно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Иногда помогает надавливание ребром шпателя (еще лучше — зондом) по средней линии языка, дети также могут помогать себе руками (следить за чисто той рук!).

47.    Рот открыт. Язык высунут «желобком» (лодочкой), неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются «желобка».

48.    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык внутри рта «желобком»

49.    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой», «ковшиком» (16, 17): боковые края и кончик языка поднимаются вверх, спинка посредине ямкой опускается. Удержать положение под счет до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя губа не поддерживала язык.

50.    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой». Сдувать ватку с кончика носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно их слегка прижать. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

51.    Губы в улыбке. Широкий язык лежит между губами. Задувать на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы язык и губы были расслаблены, не напрягались. Язык зубами не закусывать. Щеки не должны надуваться.

52.    Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: т-т-т, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук т носил характер чет кого удара, а не хлюпал. Звук т надо произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Кончик языка не должен подворачиваться.

53.    То же, что в упражнении 52, но произносится звук д-д-д.

54.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднимать за верхние зубы и многократно произносить да-ды, сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Следить, чтобы произнесение носило характер четкого удара, кончик языка не подворачивался и ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для контроля надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

55.    Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»). Следить, чтобы язык был широким. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. Нижняя челюсть не двигается.

56.    Губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек липкой конфеты. Попросите ребенка приклеить конфету к нёбу за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык: нижняя челюсть должна быть неподвижна. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить указательный палец или пробку сбоку между коренными зубами. Упражнение надо сначала выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.

57.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Сначала упражнение выполняется медленно, потом темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались в трубочку.

58.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и беззвучно оторвать (беззвучно пощелкать кончиком языка). Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не загибался внутрь, кончик языка упирался в нёбо за верхними зубами и не высовывался изо рта.

59.    Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были не подвижны.

60.    Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях.

Если присасывание не удается, то:

а) на спинку языка положить липкую конфету; ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку;

б) полусогнутый указательный палец наложить сверху на подбородок, а большим пальцем той же руки надавливать снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, подталкивая спинку языка к нёбу.

61.    Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелчком от него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, челюсть не двигается.

62.    Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв от него со щелчком спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

63.    Рот закрыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка <лопатой к нёбу и последующий отрыв от него со щелканьем при сомкнутых челюстях.

64.    Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка <лопатой» к нёбу и отрыв от него со щелканьем. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались в «трубочку», нижняя челюсть не двигалась.

Чтобы избежать движения нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой. Можно использовать палец.

65.    Спинка языка прижимается к нёбу, кончик упирается в нижнюю десну. Раскрывание и закрывание рта при таком положении языка. Губы в улыбке.

66.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну; передне-средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с нижними резцами, а затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, а нижняя челюсть не двигалась.

67.    Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается в альвеолы за нижними резцами. Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

68.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Выдвижение передней части спинки языка вперед (язык как бы «выкатывается изо рта), а затем втягивание ее в рот. Следить, чтобы язык не сужался, кончик его от зубов не отрывался, губы и нижняя челюсть не двигались (18).

69.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Если это движение не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

70.    Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен вниз и оттянут назад, спинка выгнута. длительно произносить звук ы («как гудит парохода). Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта, спинка языка все время была выгнута.

71.    Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка прогибается вниз, кончик свободен. Делается движение языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

72.    Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого лопатообразного языка к нёбу и удержание его в таком положении под счет до 10, а затем отрыв со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были прижаты одинаково плотно (ни одна половина не должна опускаться), кончик касался верхней десны. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

73.    Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого языка всей плоскостью к нёбу. Не отпускал языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были не подвижны, не провисала одна из сторон языка, а кончик языка касался верхней десны.

74.    Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя выдыхаемого воздуха была узкая, а не рассеянная.

75.    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опускается к подбородку, на кончик языка кладется бумажный квадратик размером 1х1 см и сдувается. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети как быт произносили звук ф, а не звук х (выдыхаемая струя воздуха должна быть узкая, а не рассеянная).

Гимнастика губ и щек

1.        Надувание обеих щек одновременно (25).

2.        Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую) (27, 28).

3.        Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед (26).

4.        Попеременное надувание и втягивание щек.

5.        Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком (29), а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

6.        Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам (21), а затем вновь спокойно смыкаются.

7.        Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе хоботком <пьют воздух», при выдохе произносят звуки с, з, и.

8.        Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующее смыкание губ.

9.        Оскал: а) оскал, челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

10.    Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов.

11.    Вьггягивание губ широкой трубкой, воронкой при разомкнутых челюстях (22).

12.    Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря (23).

13.    При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам (32).

14.    Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание их вниз при плотно сжатых челюстях.

15.    Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы.

16.    Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

17.    Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ: а) верхнюю губу поднять, б) нижнюю губу опустить, в) верхнюю опустить до нормы, т) нижнюю поднять до нормы.

18.    Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы (этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).

19.    Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

20.    Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

21.    Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

22.    Вибрация губ (фырканье лошади).

23.    Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми губами.

24.    Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево, вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом слитно.

25.    При сомкнутых челюстях нижняя губа движется вправо, влево.

26.    Такое же движение верхней губой.

27.    При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы поднимаются к носу и опускаются к подбородку. Дыхание через нос.

28.    Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, пластмассовые, стеклянные трубочки (при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или поочередно); г) удерживать губами марлевую салфетку (делается попытка ее выдернуть).

Категория: Развитие речи | Добавил: sanetta (27.01.2010)
Просмотров: 1902 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2016
Наш опрос
Как вы считаете, нужна ли в Японии группа личностного роста для подростков?
Всего ответов: 165
Друзья сайта
Реклама
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz