Логопедическая гимнастика 5 - Развитие речи - Каталог статей - Психологическая помощь в Японии
Пятница, 09.12.2016, 06:56
Психолог Оксана Скибо-Накорчевская
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Пальчиковые игры [1]
Пальчиковые игры, потешки, считалочки. Возраст 0-3 г.
Развитие речи [17]
Психоэмоциональное развитие [2]
Тревожность, детские страхи [3]
ММД/СДВГ [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Развитие речи

Логопедическая гимнастика 5

Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка вне рта

1.        Тянуть язык к подбородку (12), затем к носу.

2.        Тянуть язык к подбородку (12), затем дотронуться кончиком языка до верхней губы (7).

3.        Тянуть язык к подбородку (12), а затем дотронуться кончиком языка до правого угла рта (13).

4.        Тянуть язык к подбородку (12), затем дотронуться кончиком языка до левого угла рта (4).

5.        Тянуть язык к подбородку (12), затем произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ).

6.        Тянуть язык к подбородку (12), а затем произвести круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе.

7.        Тянуть язык к подбородку (12), а затем кончик языка зафиксировать у нижних резцов.

8.        Производить движения языком вправо и влево (имитация движения маятника) (3, 4).

9.        Тянуть язык к подбородку (12), к носу, дотронуться кончиком языка до верхней губы (7).

10.    Тянуть язык к подбородку (12), к носу, произвести движение кончиком языка по верхней губе.

11.    Тянуть язык к подбородку (12), к носу, дотронуться кончиком языка до правого угла рта (3).

12.    Тянуть язык к подбородку (12), к носу, дотронуться кончиком языка до левого угла рта (4).

13.    Тянуть язык к подбородку (12), к носу, зафиксировать кончик языка у нижних резцов.

Упражнения на динамическую организацию кончика языка внутри рта

Рот широко открыт.

1.        Дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних (11).

2.        Дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до альвеол (13).

3.        Дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней.

4.        Дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала с внутренней стороны, затем с внешней.

5.        Кончик языка подводится под верхнюю губу (9) и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз-назад в рот.

6.        Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в правую щёку (5).

7.        Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в левую щеку (6).

Данные упражнения развивают не только подвижность, точность движений кончика языка, умение переключаться с одного движения на другое, но и подготавливают условия для смещения артикуляционного фокуса с задних отделов ротового резонатора в передние. Дети начинают активнее пользоваться мускулатурой кончика языка.

Упражнения на развитие подвижности, точности движений передне-средней и задней частей спинки языка

1.        Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-средняя часть спинки языка поднимается.

2.        Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами.

3.        Выдвижение передней части спинки языка вперед (язык как бы выпадает изо рта); кончик языка зафиксировать у нижних резцов (18).

4.        Поднимание задней части спинки языка с одновременным широким открыванием рта; кончик языка зафиксировать у нижних резцов.

При выполнении ребенком перечисленных упражнений логопед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счет от 1 до 5).

Упражнения на динамическую организацию движений передне-средней и задней частей спинки языка

1.        Поднимание и опускание передне-средней части спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-средняя часть спинки языка то поднимается, то опускается, как при произнесении звука а.

2.        Поднимание и опускание задней части спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть спинки языка то поднимается, то опускается.

3.        Высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем втягивание как можно глубже в рот.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей

1.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко открыть рот.

2.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко позевать.

3.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и позевать.

4.        Дотронуться кончиком языка до верхней десны и широко открыть рот.

5.        Дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот.

6.        Дотронуться кончиком языка до верхней десны, открыть рот и широко позевать.

7.        Дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть рот и позевать.

8.        Кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-средняя часть спинки языка поднимается вверх с резким Опусканием челюсти.

9.        Круговые движения кончиком языка по верхней губе с постепенным открыванием рта.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ

1.        Кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают артикуляционные позы: широко округляются, как при произнесении звука а; широко растягиваются, как при и; растягиваются и округляются, как при э; вытягиваются широкой трубочкой, как при у, сомкнутые губы вытягиваются хоботком.

2.        2. Кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.

3.        З. Кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.

Правильность выполнения каждого движения контролируется отражением в зеркале и сравнением с образцом (логопед демонстрирует каждое движение). Чрезвычайно важно координировать выдох с артикуляционным движением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинестетическую и тактильную стимуляцию.

Упражнения на координацию движений языка и выдоха

1.        Вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка.

2.        Вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кон чик языка.

3.        Дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть на кончик языка.

4.        Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.

5.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем произвести медленный выдох на кончик языка.

6.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, а затем произвести выдох.

7.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять корень языка, а затем произвести выдох.

Упражнения на координацию движений языка и челюсти и выдоха

1.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох.

2.        Поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох.

3.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и про извести выдох.

4.        Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох.

Упражнения на координацию движений языка и губ и выдоха

Кончик языка зафиксировать у нижних резцов.

1.        Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли тельный выдох.

2.        Растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести длительный выдох.

3.        Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный выдох.

4.        Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про извести длительный выдох.

5.        Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке э, и произвести длительный выдох.

Кончик языка зафиксировать у верхних резцов.

1.        Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли тельный выдох.

2.        Растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести длительный выдох.

3.        Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный выдох.

4.        Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про извести длительный выдох.

5.        Зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере численные положения губ и произвести выдох.

6.        Надуть обе щеки (25), вытянуть губы вперед трубочкой (23) и постепенно выдыхать.

Каждое упражнение выполняется вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, а в заключение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребенок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом и им самим.

Для развития дифференцированного кинестетического восприятия подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее контрастными. В дальнейшем отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые нуждаются в коррекции.


Приложение. Использовапие игровых приемов для развития артикуляционной моторики

Сказка о Веселом Язычке

Может быть использована для выработки артикуляционного уклада звуков Р, Р’

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Догадайтесь, что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Белые звери

Сидят у дверей.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Правильно. Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются — вот так (рот закрыт, рот открыт).

Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко дверь, выглянул на улицу (язык широкий, лопаточкой Посмотрел наверх — светит ли солнышко, потом посмотрел вниз — нет ли луж на земле (упр. ) Заглянул под крылечко (широкий язык вставить между губой и зубами). Осмотрелся, увидал качели и побежал на качели. Смело вверх — вниз (широкий язык прикасается к бугоркам за верхними зубами, затем — к бугоркам за нижними зубами, рот открыт). Все выше взлетают качели.

На качелях я качаюсь,

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

(Широким языком прикасаться к бугоркам за нижними зубами, затем поднимать язык вверх к мягкому нёбу)

Затем увидел маляра,

Красить потолок пора,

Стала кисточка плясать,

Нам потолочек не узнать.

(Упр. «Маляр»)

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

(Упр. «Чьи зубы чище»)

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Он с лошадкой погуляет,

(Упр. «Лошадка»)

Грибов насобирает,

(Упр. «Грибок»)

На гармошке он сыграет

И песенку споет:

«На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язьгчок прижму,

Ниже челюсть отведу».

(Упр. «Гармошка»)

А потом попляшет.

(Упр. «Пощелкать кончиком языка»)

Язычок наш много сделал дел, пел и танцевал. Очень сильно он устал. Чтобы сил больше набрать, решил он поесть вкусного варенья. Варенье сладкое, душистое, ароматное. Испачкалась верхняя губа, надо ее облизать (упр. «Вкусное варенье»).

Язычок поел, лег на диван, включил телевизор и увидел на зеленой поляне жеребят и индюшат. Жеребята скачут на поляне, играют, резвятся (упр. «Фырканье») а малышата-индюшата весело болбочут: «Бл-бл-бл» (упр. «Индюк») Переключил Язычок телевизор на другую программу. На экране — цирк. Искусные фокусники показывают фокусы (упр. «Фокус») Веселые клоуны со ревнуются в стрельбе по воздушным шарикам. «П-т» — есть по падание! (упр. «Автомат») А вот и барабанщиков отряд, звонко палочки стучат: «д-д» (упр. «Барабан-I») Дробь веселая слышна:

«да-ды» (упр. «Барабан-II») Посмотрел Язычок телевизор, и захотелось ему спать. Выключил телевизор. дверь он запер на за мок. Лег в кроватку и умолк.

Стихотворные тексты и загадки для использования при выполнении артикуляционных упражнений

Язык широкий положи и спокойным удержи.

(упр. «Лопатка Блинчик»)

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

(упр. «Иголочка — Лопаточка»)

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

(упр. «Язычок перешагивает через зубы»)

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

(упр. «Маляр»)

Гвозди, молоток и клещи — нужные в работе вещи.

Молоток стучит: тук-тук!

Язычку я лучший друг

(упр. «Автомат»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела — и снова за дело.

(упр. «Лошадка»)

Поиграю я в футбол

И забью с разбега гол.

Очень сложная задача — загонять в ворота мячик.

(упр. «Забей в ворота гол»)

На крылечке полежал —

(упр. «Лепешка»)

На качели побежал.

(упр. «Качели»)

Категория: Развитие речи | Добавил: sanetta (27.01.2010)

Просмотров: 2067 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2016
Наш опрос
Как вы считаете, нужна ли в Японии группа личностного роста для подростков?
Всего ответов: 165
Друзья сайта
Реклама
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz