МОСКОВСКИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ, 1998, 1
МАТЬ И ДОЧЬ — ТРУДНОЕ РАВНОВЕСИЕ
КАРИН БЕЛЛ
Отношения между
матерью и дочерью рассматриваются в свете
нескольких ключевых проблем, причем в центре стоит сложный процесс идентификации с матерью и отличения от нее. Обсуждается развитие и его
осложнения в различные периоды
жизни, такие как рождение, фаза сближения, эдипова фаза и подростковый период в
связи с сексуальными влечениями и
стремлением к автономии. Особое
внимание уделяется протекающим между матерью и дочерью процессам идентификации и проекции, которые ведут к передаче некоторых конфликтов мать-дочь от
поколения к поколению.
Попытки пересмотреть психоаналитические теории женственности делают
отношения между матерью и дочерью и их влияние на развитие женщины
важной темой. Несмотря на стремление создавать новые концепции,
сохраняется непроясненность относительно уже имеющихся понятий и их
практического применения
(Chehrazi,
1988). Кроме того, имеются данные о том, что
от пола терапевта зависит, какие именно концепции будут выбраны из числа
имеющихся на данный момент (Kerz-Ruhling, 1991).
Последнее указывает на то, что вопросы, касающиеся развития
женщины, тесно связаны с крайне эмоционально значимыми проблемами
половых различий и значения матери для раннего развития, в результате чего на
создание и выбор концепций в той или иной степени влияют и бессознательные представления..
В каждой женщине в виде я- и объектных репрезентаций, так сказать,
«накоплены» разнообразные взаимодействия между матерью и дочерью. В
некоем круговом движении, начиная с рождения, взаимодействие между матерью и
дочерью разворачивается как возобновление и переоформление взаимоотношений, уже
имевших место между двумя женщинами. При этом большую роль играют
сновидения и идеальные образы. Неявным образом мать сообщает дочери, какой она
хочет ее видеть, чем дочь может и должна быть, и дочь, вырастая,
сознательно и бессознательно соотносит себя с сознательными и бессознательными ожиданиями матери (Bergman, 1982, S.67).
В данной работе сложный процесс идентификации и дифференцирования (Bell, 1991; Mertens, 1992) пройдет красной нитью через описание развития отношений между
матерью и дочерью. Процесс этот мог бы
разворачиваться с изяществом танца:
стороны сближаются и отдаляются. Но часто вместо танца разворачивается жестокая борьба за сходство и несходство, борьба и соревнование, от которых страдают обе
стороны.
Насколько сильная защита против всякого сходства с матерью может
существовать у женщины, ясно, например, из работы Фрайди (Friday, 1977), согласно которой
большинство интервьюируемых уверяют: «Я не
могу себе вообразить ни единого свойства, которое бы я унаследовала от
матери. Мы совершенно разные люди» (S.17). В дальнейшем для удобства изложения
разные аспекты будут трактоваться по отдельности, однако в поведении женщин они
проявляются в сложной переплетенности, что
часто затрудняет их однозначную трактовку. Так, на всех стадиях развития от подросткового возраста до климакса, идут различные процессы идентификации
с матерью, которые требуют от
женщины новых способов реагирования.
РОЖДЕНИЕ
ДОЧЕРИ
Именно при рождении дочери велика
вероятность, что возродится и оживет
отношение женщины к собственной матери. При позитивном отношении к собственной
женственности, женщины фантазируют о
своем собственном новом рождении в дочери. Согласно Бергману (Bergman, 1982, S. 79), рождение дочери может связаться с желанием, происходящим
из периода кризиса повторного сближения (rapprochement), при
матери к
дочери и фиксирует в качестве центрального довербального опыта
описанные выше «более зрелые» конфликты.
«Я — ЭТО МОЯ МАТЫ» — ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НЕВНИМАНИИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Прежде всего в исследованиях пограничной патологии было показано, что
на процесс индивидуации может заметно повлиять эмоциональный
дефицит в раннем детстве. Лишь когда ребенок примет в себя «достаточно
хорошую мать» (в смысле Винникотта),
on
способен
справиться с фазой разрыва и достичь постоянства
объекта в смысле независимости от реально доступного материнского объекта. Нестерпимое чувство заброшенности
может привести к тому, что мать интроецируется как целое (Jacobson 1964). Поскольку у такой
интроецированной матери отсутствуют
«хорошие» свойства, одновременно сохраняется тоска по хорошим материнским объектам во внешнем мире,
интра-психически соответствующая
цеплянию за хороший объект и фантазии,
будто хороший объект может быть только один.
Сорокалетняя, с большим избыточным весом, пациентка страдает от
тяжелых ипохондрических страхов, наступающих всегда, когда ей
кажется, что ей чего-то недодали. Биографически обнаруживается
крайняя эмоциональная заброшенность наряду с оральной зависимостью. В
ипохондрическом состоянии включается защита от негативных аспектов
материнской объектной репрезентации, то есть отщепленной ненависти к матери, и от
негативных сторон я-репрезентации (когда Я воспринимается как
ненасытно жадное) и сопутствующею этому чувства вины.
В ситуациях внешних лишений пациентка вступает в контакт со
своими диффузными тревогами и агрессивными тенденциями, отщепленный
«плохой» материнский интроект оживляется. Пациентка говорит: «Я не «как» моя мать, я просто — она: у меня ее тело, ее недомогания, ее
мнительность. Она бегает по врачам, я
тоже: я не могу примириться с тем, что никакой
настоящей матери у меня нет и не было».
Как и в детстве, пациентка безуспешно пытается успокоиться
с помощью еды. Но действительно находит успокоение, хотя и ненадолго, при
посещении врачей, если там правильно откликаются на ее
предложение вступить в человеческие отношения. Врач должен не
проводить обследования или ставить диагноз (от этого ее тревога
только возрастает), а компенсировать дефицит материнской
объектной репрезентации, успокоить ее, утешить и внушить чувство, что они всегда в
ее распоряжении. Разумеется, это поверхностное успокоение действует
недолго, пациентка впадает в «зависимость от врачей».
Этот пример показывает возможные последствия интроекции имаго
матери, к которому пациентку отсылают повседневные ситуации
фрустрации, напоминающие о тяжелом невнимании к ней в
детстве. И в стремлении навязать другим общение с нею, и в
навязчивой еде пациентка по сей день пытается воплотить в себе
образ «хорошей матери».
КАК
СТАТЬ И ПОХОЖЕЙ, И НЕПОХОЖЕЙ:
ПРОЦЕСС
ИНДИВИДУАЦИИ
В
ФАЗЕ ПОВТОРНОГО СБЛИЖЕНИЯ
Примерно с пятнадцатого месяца, когда девочка начинает называть
себя девочкой, перед ней встают две задачи взросления, тянущие ее в разные стороны: как
девочка она должна отождествить себя с женственностью матери; однако развитие автономии делает необходимым развитие отдельной от
матери идентичности. В самом
благоприятном случае девочка колеблется между полюсами сепарации и идентификации, но бывает, что она чувствует, что разрывается между этими
полюсами. К этому прибавляется еще и
та трудность, что именно в этот
период нужно выработать сознание,
что мать не является постоянно
доступным объектом.
Дополнительно к этим внутренним полюсам мать устанавливает
для дочери собственные ориентиры: либо требуя автономии вплоть до
отторжения, либо подчеркивая общность вплоть до поглощения. При этом на нее
влияет опыт сепарации от собственной матери. С большей легкостью мать справится с этой
ситуацией, если ею не слишком сильно управляют собственные
детские переживания, которые могут выражаться в чрезмерной идентификации
со стремлениями либо к слиянию, либо к автономии. Это повлияет,
например, на то, как она будет реагировать на первые шаги дочери. Мать подбодрит взволнованную дочь и скажет:
«Смелее!» — или, наоборот, укрепит дочь в
мысли, что «снаружи опасно», поскольку сама так думает вследствие собственных страхов перед сепарацией со своей матерью.
Выросшая без отца пациентка, которая сумела справиться с отдалением
от матери, лишь резко с ней порвав (что она переживает как свою вину) и
прекратив все контакты, говорит: «Во мне два человека: я — это и моя мать, и я сама. Сюда я пришла вместе с ней. Она стоит со мной перед
вами и говорит. «Побраните этого
гадкого ребенка, она хочет меня бросить
и уйти в этот гадкий мир>. Я все время жду, что вы будете меня ругать. И вы должны это делать, потому
что я такая же прилипчивая и вечно
недовольная, как моя мать. Для меня
никто достаточно не хорош, но хочется, чтобы все люди были только со мной. Она меня хотела удержать при
себе, а про всех других говорила, что
они гадкие. А что вы меня не держите,
это меня и успокаивает, и злит».
Молено было бы сказать, что эта пациентка застыла в конфликте
зависимости-автономии по отношению к матери. Страх перед поглощением
делает ее в отношениях с людьми недоверчиво отторгающей, причем в то же время
она тоскует по каким-то исключительным отношениям.
Беньямин
(Benjamin,
1990) и другие исследовательницы с сожалением
отмечают, что развитие автономии у девочки неизбежно останется недостаточным, пока она не сумеет воспринять и мать
как автономный объект со своими собственными правами.
Это
свидетельствует о некоей ущербности: внутри патриархально устроенного общества женщине очень нелегко ощущать себя автономной и
одновременно отождествить себя с образом матери/женщины,
тоже ощущаемой как нечто автономное.
Но,
начиная с работы Гиллигана (Gilligan, 1982), многие ставят под сомнение концепцию автономии в ее абсолютной форме и
рассматривают ориентированность женщины на других как специфически женскую потребность.
Если разделять эту точку зрения, то тогда
должен быть
найден
внутренний баланс между индивидуацией и
ориентированностью
на других.
Все это показывает,
как трудно женщине переживать стремление к
автономии в межличностных отношениях. С психоаналитической точки зрения отсылки к социальным половым ролям, конечно, недостаточно. На развитие половой
идентичности наряду с социальными
ожиданиями относительно половых ролей сильное влияние оказывают также
идентификация и взаимодействие с матерью и отцом, внутреннее усвоение
как родительских ожиданий и тревог, так и
собственных сознательных и
бессознательных фантазий по поводу собственного тела (Mertens, 1992). Я-идеал какой-то во всем
хорошей матери, никогда не оставляющей ребенка (Bell, 1991), женский страх, легко ассоциирующий отдаление с разрывом
отношений, или чувство вины,
связанное с агрессией периода сепарации, могут остаться в качестве рудиментов
изначального взаимодействия маленькой
дочери с матерью.
При этом дочерние ожидания (мать в принципе должна всегда быть рядом, но — когда нужно
— и
предоставлять независимость) сплавляются с реакциями матери на эти
ожидания, образуя сложную
взаимосвязь. Судя по всему, обеим участницам диады нелегко приписать агрессию разрыва друг другу, так как в
отношении к дочери возрождается тоска
по «идеальным», то есть глубоким и
свободным от агрессии отношениям
мать-дочь. Поэтому агрессия разрыва со стороны и матери, и дочери подавляется при помощи некоей
взаимной тонкой настройки. При этом — из-за анатомических секторов — поддержание тела в чистоте дочь ощущает как
вторжение и неуважение границ ее тела
со стороны матери. Поэтому внутри
реальных отношений мать-дочь возникает иногда всю жизнь длящееся недораузмение: дочь приспосабливается к
действительным или предполагаемым ожиданиям матери и чувствует себя копией, лишенной индивидуальности. Вина за это
приписывается матери, воспринимаемой
как посягательница. А если мать не вмешивается,
то это нередко толкуется как холодность и безразличие.
А мать, со своей стороны, способна контролировать свои собственнические и идентификатор
кие инстинкты и воспринимать дочернюю индивидуальность лишь в том случае, соли она сама приобрела
достаточную дистанцию от подобной идентификации
с собственной матерью. Эти сложности с возможной дифференциацией, вызванные
прежде всего страхом перед разрывом, усиливаются еще и тем, что девочка начинает
явно ощущать себя девочкой и
одновременно берет мать за образец
формирующейся половой идентичности. Загвоздка в том, чтобы и использовать образ матери как женщины, и
критически его
переосмыслить, создав собственный (Glover & Men-dell, 1982).
Бернштайн
(Bernstein,
1993) в связи с этим говорит о взаимодействии:
«Борьба за автономию-индивидуацию происходит в двух направлениях — по
отношению к собственному телу девочки и в отношениях с матерью» (с.538) и «это
именно тот момент, когда дети борются за
«контроль» над собственным телом. Приближение к матери грозит возвратом
погруженности в нее и диктует «Да»
(Я такая же, как ты) именно там, где стремление к автономии требует
«Нет» (Я — другая)» (с.548). В терапии между
двумя женщинами возможна трансферентная
и контртрансферентная реактивация этих конфликтов, при которой возникает опасность запутаться в проблемах отстранения
от собственной матери. Это можно пояснить двумя примерами.
|