АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО.
8 / 2004 Тема номера: Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка
с проблемами в развитии.
_______________________________________________________________________
К ВОПРОСУ О "ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ”
(ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ КДЦ ИКП РАО)
Дробинская А.О.
Наиболее частыми поводами обращения за консультацией детей третьего года жизни
являются задержка речевого развития и нарушения сна. Однако при подробном расспросе
родителей нередко звучат жалобы "второго ранга” – "избалованность”, "капризность”,
"трудный характер” ребенка. Обычно под этими бытовыми проблемами присутствуют
требование постоянного присутствия матери и ее внимания, протестное поведение с
элементами агрессии, игнорирование требований взрослых, выраженные, а иногда и
непреодолимые трудности в ситуациях, требующих умения устанавливать отношения с
другими детьми и взрослыми (например, при оформлении в детское учреждение).
,
как правило, оказывается несостоятельным и не дает удовлетворительных спосо
Объяснение подобных особенностей поведения патофизиологическими механизмам
ибов
коррекции этого круга нарушений. Диагноз "неправильное воспитание” носит оценочный,
декларативный характер.
ных паттернов поведения с позиций теории
привязанности, получившей бурное раз
Наиболее конструктивным и, соответственно, дающим возможность коррекционного
подхода, представляется анализ подо
бвитие в течение последних десятилетий. Согласно
этой теории, характер привязанности между ребенком и матерью в первые годы жизни
5 и др.]. Оптимальный вариант детско-
материнской привязанности характеризуется нали
закладывает основы формирующейся личности, ее будущего доверия к окружающему миру и
особенности взаимоотношений с ним [5, 13, 14,
1чием надежных и устойчивых отношений
между ребенком и матерью, а ее расстройства могут приводить к нарушению психического
созревания ребенка, дезадаптации и психосоматическим расстройствам [3, 4, 10, 11]. Это
ли неявно присутствует другой человек
- прежде всего мать [7].
В практической рабо
соответствует положению Л.С. Выготского о том, что любой контакт младенца с внешним
миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением, во всякой ситуации
взаимодействия ребенка с окружающим миром явно
ите нами было выделено три наиболее часто встречающихся и
четко очерченных типа "капризного” поведения детей третьего года жизни. Первый тип
проявляется так называемой симбиотической связью с матерью – чрезмерной
еносят перемену обстановки, особенно смену
ухаживающих взрослых, часто плохо засыпа
привязанностью к матери с невозможностью оторваться от нее ни на шаг. У таких детей
заметен повышенный уровень тревожности: они не могут оставаться одни, не в состоянии
занять себя даже на короткое время, плохо пе
рют, просыпаются по ночам с необъяснимым
плачем или криком. Отсутствие матери или возможность ее ухода дезинтегрируют состояние
ребенка, он тоскует, тревожно спрашивает, где она, не может заниматься чем-либо
содержательным, с большим трудом переключается на общение с другими взрослыми.
амосознания. Ребенок с симбиотической связью
с матерью не только не проявляет
Обычно такое поведение начинает вызывать беспокойство матери к 2,5 – 3 годам,
когда встает вопрос об оформлении ребенка в детское учреждение. В этом возрасте у
благополучно развивающихся детей отчетливо намечаются стремление к самостоятельности
и самоутверждению, связанные с развитием
сэтих тенденций, но нередко становится еще более
привязанным, тревожным, плаксивым, возможно, чувствуя утомление матери и стремление
дистанцироваться от него. У таких детей крайне затруднена, а подчас и невозможна
адаптация к детскому коллективу, помещение их в детское учреждение, проходящее под
естно-агрессивных действий. Поведение ребенка словно провоцирует постоянное
внимание
девизом "поплачет и привыкнет”, как правило, заканчивается выраженными невротическими
или психосоматическими заболеваниями.
Второй тип поведения – это постоянное стремление привлекать внимание матери к
себе с использованием всех доступных ребенку средств – от простого "дерганья” и "нытья” до
про
тматери, если ему не удается добиться позитивного контакта, в ход идут протестные
реакции с криками, катанием по полу, отказом от еды или агрессивные по отношению к
матери действия (щипание, кусание). Как правило, такие действия являются наказуемыми, но
наказание вызывает лишь их трансформацию в агрессию по отношению к более уязвимым
ебенок не подчиняется их воспитательным воздействиям, игнорирует или "не
слышит” их, нер
субъектам (обычно, к другим детям) или к самому себе (выдергивание у себя волос). Иногда
это сопровождается действиями, компенсирующими недостаток тактильного контакта:
раскачиванием, стуканием головой об предметы, перебиранием волос на голове.
Третий тип поведения в некотором роде противоположен первому. Матери жалуются
на то, что
редко реагирует только на повышенный голос и угрозы наказания. В этом
случае мать как бы безразлична ребенку, он не заинтересован в контакте с ней, не стремится
приблизиться к ней, получить у нее поддержку, поделиться с ней своими достижениями. Такой
ребенок может производить впечатление "чрезмерно самостоятельного”, может быть более
общительным с малознакомыми людьми, идти к ним на руки, улыбаться, охотно вступать с
нческом возрасте, они развиваются, видоизменяются, и к концу раннего детства
приобре
ними в диалог, тогда как контакт с матерью вызывает у него гораздо меньше активности.
Наши наблюдения, совпадающие со многими литературными данными [2, 4, 6, 8, 9 и
др.], показывают, что в формировании всех трех типов поведения ведущую роль играют не
только и не столько патологические отклонения в состоянии ребенка, сколько особенности
материнско-детских отношений, обусловленные поведением матери. Закладываясь в
млад
етают описанный нами характер.
Отношение матери к ребенку и ее поведение в типичных ситуациях взаимодействия с
ним являются главными факторами становления отношений в диаде "мать-дитя”. Они
непосредственно влияют на формирование привязанности у ребенка и его поведение.
Особенно важны чувствительность матери к подаваемым ребенком сигналам и характер
реагирования на них, способность к стимулированию эмоционального и деятельностного
остные
особенности матери (включая ее неудовлетворенность своим семейным статусом и
контакта [1, 4, 12]. Расстройство чувствительности и реактивности матери приводит к
искажению взаимоотношений в диаде "мать-дитя”, ребенок не получает достаточного ответа
на те сигналы, которые он посылает окружающему миру, и не получает в результате
достаточного удовлетворения своей главной потребности – чувства защищенности и
надежности своего существования.
Причиной такого расстройства диадных взаимоотношений могут быть как лич
н
отношениями в браке), так и ее психическое неблагополучие [11, 12]. И в том, и в другом
случае осложняется установление близкого эмоционального контакта с младенцем.
Согласно нашим наблюдениям, в анамнезе, а нередко и в актуальном психическом
статусе у матерей детей с первым типом поведения выявляются признаки тревожной
депрессии. Депрессивное состояние матери, ее подавленность и дискомфорт проявляются в
отсутствии уверенности в том, что она хорошо выполняет свою роль. Она постоянно
трудняется
адаптация к его изменениям.
Такие матери считают своих детей болезненным
испытывает тревогу за малыша, болезненно реагирует на малейшие, в том числе и мнимые
признаки его неблагополучия, не может оставить его ни на секунду. Общий тревожный фон
транслируется ребенку, и он действительно начинает хуже есть, спать, отказывается
находиться без мамы. Тут уж у нее появляются реальные поводы для переживаний, а они
естественным образом усиливают тревогу. В тревожной диаде у ребенка формируется
базовое ощущение неуверенности в себе и небезопасности окружающего мира, з
аи, требующими повышенной заботы и
опеки. Однако эти дети все же испытывают дефицит ласки и внимания из-за постоянного
чувства тревоги и внутреннего напряжения у матери, препятствующего полноценному
эмоциональному контакту с ребенком. Матери более активно реагируют на плач, чем на
улыбку ребенка, провоцируя у него, таким образом, плаксиво-тревожную зависимость. Об
эмоциональном дефиците таких взаимоотношений говорит тот парадоксальный факт, что
дети очень болезненно переживают разлуку с матерью, плачут и капризничают в ее
привлечением внимания
матери, как положительного, так и отрицательного. Аутостимул
отсутствие, но при ее появлении не проявляют желания содержательно с ней общаться,
словно ее присутствие нужно им лишь формально.
Второй тип поведения ребенка нередко формируется при наличии у матери тоскливой
депрессии. Подавленная и грустная мать дистанцируется от ребенка, меньше вступает в
тактильные и звуковые контакты с ним, замедленно реагирует на его дискомфорт, временами
испытывает к нему враждебное отношение. Возникает ситуация депривации, которую ребенок
стремится преодолеть доступными ему средствами – постоянным
яция и аутоагрессивные
действия также служат крайним способом преодоления тактильной и эмоциональной
депривации. В отличие от детей, растущих в обстановке психологического комфорта, такой
ребенок меньше интересуется окружающим миром и изучает его, недостаточно хорошо
вступает в эмоциональный контакт с близкими. В результате у него страдает способность к
формированию стойких привязанностей и стабильных отношений, прежде всего, с матерью.
Третий тип поведения, получивший в литературе название "избегающей
привязанности”, нередко развивается у детей, матери которых отличаются авторитарным
ированные” матери, которые отличаются завышенной самооценкой и недостаточной
самокрит
поведением и нечувствительны к потребностям ребенка [9]. Это могут быть отвергающие и
ограничивающие активность ребенка матери или матери, непоследовательные в своем
поведении, реагирующие на потребности ребенка в зависимости от собственного настроения
или слишком слабо, или слишком бурно. В первом случае их можно охарактеризовать как
"закрыто-формальных”: они придерживаются авторитарного стиля воспитания, стараясь
навязать ребенку свою систему требований. Эти матери не столько воспитывают, сколько
перевоспитывают, часто пользуясь книжными рекомендациями. Во втором случае это "эго-
ориен
тичностью. Они достаточно противоречивы в своем отношении к ребенку:
повышенное, порой даже чрезмерное внимание к нему подчас сочетается с полным
игнорированием его интересов. В этих случаях избегание ребенком контактов с матерью
становится своеобразной защитой от разрушающего влияния взаимодействия с ней.
Таким образом, анализ причин и механизмов отклоняющегося поведения детей
третьего года жизни, приводит к выводу, что одним из ведущих факторов его становления
являются расстройства отношений в диаде "мать-дитя”. Следовательно, нормализация
поведения ребенка невозможна без диагностического внимания к особенностям
ний необходим, особенно в психиатрии
раннего возраста, которая, по словам
взаимодействия между матерью и ребенком и коррекции выявленных расстройств
(психотерапевтической, а при необходимости психофармакологической). Одной из
существенных трудностей этого аспекта работы является то, что мать не всегда открыта для
диагностической и терапевтической интервенции, считая, что в консультировании нуждается
не она, а ребенок. Другая существенная трудность состоит в том, что работа с матерью
требует, как правило, не одного, а хотя бы нескольких часов, и должна проводиться
специалистами по семейной психотерапии и психиатрии. Однако расширение границ
диагностического поиска в сторону семейных отнош
еВ.В.Ковалева, является "психиатрией детско-
родительских отношений”.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопр.
психол. – 1997. - N4. – С. 3-12.
2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от
особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психол. журн. – 1999. - N1. –
С.39-48.
3. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические
привычные действия у детей и подростков. – М., Изд-во Института психотерапии, 1999. –
304с.
4. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Искажение материнского поведения при послеродовых депрессиях:
ающихся вне семьи // Тез. докл. конф. «Мама – мой мир». – СПб, 2000г.
– С.100-1
влияние раннего и актуального жизненного опыта женщины // Социальное и душевное
здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-
практ. конф. – М., 1998. - С.82-83.
5. Батуев А.С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка //
Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. – СПб, 1999. – С.8-12.
6. Буянов М.И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. –
1970. - №3. – С.453-462.
7. Выготский Л.С. Младенческий возраст / Вопр. детск. психол. – СПб, Союз, 1997. – С.40-
111.
8. Гречаный С.В., Хацкель С.Б. Патологические привычные действия у детей раннего
возраста, воспиты
в02.
9. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее
функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатр. и мед психол. – 1995. - N1. –
С.55-63.
10. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб,
Питер, 2000. – 312с.
11. Скобло Г.В., Баз Л.Л. Дети от матерей с послеродовыми депрессиями: нарушения
психического здоровья на первом году жизни // Социальное и душевное здоровье ребенка
и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. – М.,
1998. - С.101-102.
12. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. – 1995. -
№3. – С.134-150.
в в интернете
гиперссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.
Адрес электронной п
13. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ
П.Криттенден) // Вопр.психол. – 1999. - N1. – С105-117.
14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., Лениздат, 1991.
15. Шпиц Р.А. Первый год жизни. – М., Геррус, 2000.
©2004 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены.
Лицензия Минпечати ЭЛ №77-6272 от 17 мая 2002 года. ОФАП № 50200100254.
При использовании материалов ссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.
Документы могут использоваться только для некоммерческих целей.
Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного
разрешения. При полной или частичной перепечатке текстовых материал
оочты редакции: nikolskaya@ise.iip.net
ovkov@ise.iip.net, 2004
Создание и поддержка: Головков Н.Н. go
l