Артикуляционный массаж при заикании - Развитие речи - Каталог статей - Психологическая помощь в Японии
Пятница, 09.12.2016, 06:58
Психолог Оксана Скибо-Накорчевская
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Пальчиковые игры [1]
Пальчиковые игры, потешки, считалочки. Возраст 0-3 г.
Развитие речи [17]
Психоэмоциональное развитие [2]
Тревожность, детские страхи [3]
ММД/СДВГ [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Развитие речи

Артикуляционный массаж при заикании

 Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании (продолжение)


ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ АРТИКУЛЯЦИОННОГО МАССАЖА ПРИ ЗАИКАНИИ

1. Перед началом каждого занятия пациента необходимо посадить на стул или на табурет, плечевой пояс необходимо максимально расслабить. Для этого, например, можно предложить вспомнить и изобразить тряпичную куклу или Пьеро из сказки «Золотой ключик». Слегка откинув голову назад — расслабляем мышцы шеи и затылочные мышцы. Достигаем ощущения вялости и расслабления в мышцах щек, губ, языка. Губы и зубы слегка разомкнуты. На лице — «маска покоя». Дыхание спокойное, ровное.

Для того, чтобы настроить пациента на занятие и восстановить ритм дыхания, можно предложить ему несколько минут послушать приятную музыку.

Затем приступаем к проведению артикуляционного массажа. Всегда начинаем с легкого и, вслед за этим, глубокого поглаживания воротниковой зоны и плечевого пояса. Постепенно переходим к вибрации и поколачиванию этой зоны, завершаем глубоким поглаживанием, и лишь потом приступаем к массажу артикуляционного аппарата, (см. выше).

2. После достижения определенного уровня релаксации можно переходить к работе над голосом, развитием фонационного дыхания и произношением.

После массажа звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса «М» сочетается с гласными «У», «О»,»А»,»Я» в прямых и обратных слогах.

«Мычание» производится пациентом с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо и медленно, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, то есть голосовые складки не должны смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струей или несколько позже.

Работа над голосом начинается именно с звука «М», так как при произнесении этого звука объем глоточного резонатора сужен, а резонирует носовая полость и пациент хорошо слышит себя.

Звук «М» — наиболее простой звук с анатомо-физиологической точки зрения — по участию языка, губ, небной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно при имеющейся вокальной судороге при заикании, а также и при смыкательном гортанном спазме.

При произнесении звука «М» большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения — ощущения дрожания туб, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка, нижней челюсти, — которые способствуют релаксации органов голосообразования и артикуляции.

Начинаем с упражнения «Голос в маску»: голова немного опущена вниз, длительно произносим «ММММММ...»

Слоговые ряды произносятся в следующей последовательности:

му-ма-мо-ми-мэ

ум-ам-ом-им-эм

мну-мна-мно-мнэ

мгу-мга-мго-мгэ . .

ну-на-но-нэ

нгу-нга-нго-нгэ

В сочетании фонационных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания подбираются упражнения, подбираются дифференциальные упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы:

§   упражнение «Качалка»: вдох (живот выпячивается) — выдох (подтягивается);

§   упражнение «Цветочный 'магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос. (контроль нижнереберного диафрагмального дыхания);

§   упражнение «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

§   упражнение «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха;

§   упражнение «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением «фу! фу! фу!»;

§   пражнение «Насос»— тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звука «ссссс...»

Одно из основных условий правильной речи — достаточная громкость голоса, его выразительность и полетность.

При заикании смыкательная голосовая судорога провоцирует жесткую голосоподачу, — первый звук или слог «выдавливается» субъективно появляется крайне неприятное ощущение в области гортани. Поэтому в процессе работы над произношением звуков и слоговых сочетаний, необходимо отрабатывать также и мягкое, аккуратное, плавное произношение тех или иных звуков. Звук или звукосочетания произносятся с выдохом или даже с некоторой задержкой, вслед за выдохом. Выдох всегда направляем на гласный звук.

Ясность и четкость произношения — еще одно требование, предъявляемое к правильной речи. Произношение гласных звуков «полной» артикуляцией обеспечивает хорошую дикцию. Согласные же звуки необходимо произносить аккуратно, как бы «сдувая с губ», «проскальзывая».

В начале работы можно рекомендовать подчеркнуто выразительное произнесение гласных звуков, что является залогом четкой артикуляции. При этом нельзя забывать о мягкой голосоподаче.

Упражнение 1.

1) Каждый гласный звук проартикулировать без голоса.

2) Каждый звук произнести:

§   шепотом;

§   тихим голосом;

§   голосом средней громкости;

§   громко.

А_______________  О_______________ У_______________ И_______________

АЭ — АУ — АО — АИ — ОУ — ОИ – ОЭ—ОА и т.д.

АОЭ — ЭОА— ОУА — УАО — ЭИО — УИЭ — ОАО и т.д.

АОУИ — ОУАИ — ОУЭА — ЭАУО — ЭОУА — АУОИ — ЭОАУ— и т.д.

Произношение каждого отдельного звука или звука в составе звукосочетания согласовывается с плавным горизонтальным движением ведущей руки («дирижирование»).

Необходимо отслеживать четкость артикуляции каждого звука, а также громкость и полетность голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Умение изменять силу голоса — одно из важных его выразительных средств. Нужно научиться говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот:

У-У-о-о-а-а-и-и-э-э-э — постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной.

Произнесение звуковых сочетаний сопровождается «дирижированием»: ауи-эуо-уоа-эуа-иао-оуи-ауэ-уаи-эуо и т.д.

Постепенно звуковой ряд удлиняется: ауэо-оуаэ-эоуа-эуаи.....ауоиа-уаоиэ-эуоаи-уаоуи....

Усиление голоса: артикуляция звука-шепот-тихо-громко...

о-о-о-О ауи-ауи-ауи-АУИ

а-а-а-А оуи-оуи-оуи-ОУИ

и-и-и-И оуа-оуа-оуа-ОУА

э-э-э-Й эуи-эуи-эуи-ЭУИ

Ослабление голоса: громко-тихо-шепот-артикуляция звука...

ОУ-оу-оу-оу... ОИ-ои-ои-ои... ХИ-аи-аи-аи... ЭУ-эу-эу-эу... АУИ-ауи-ауи-ауи.... ОУИ-оуи-оу и-оуи...

ЭУИ-эуи-эуи-эуи...

Усиление голоса с увеличением длительности звучания:

а-а-А-А..... у-у-У-У..... о-о-О-О..... и-и-И-И...... э-э-Э-Э..... оу-оу-ОУ-ОУ..... аи-аи-АИ-АИ.....

уи-уи-УИ-УИ.....

Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

А-А-а-а-а.... О-О-о-о-о.... У-У-у-у-у....

Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса. Читать дальше

Материалы по теме:

  Лепим-Поем-Читаем 

Категория: Развитие речи | Добавил: sanetta (08.03.2010)
Просмотров: 2936 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2016
Наш опрос
Как вы считаете, нужна ли в Японии группа личностного роста для подростков?
Всего ответов: 165
Друзья сайта
Реклама
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz