КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - УНИВЕРСАЛЬНОЕ МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО для ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫX - Психоэмоциональное развитие - Каталог статей - Психологическая помощь в Японии
Пятница, 09.12.2016, 07:13
Психолог Оксана Скибо-Накорчевская
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Пальчиковые игры [1]
Пальчиковые игры, потешки, считалочки. Возраст 0-3 г.
Развитие речи [17]
Психоэмоциональное развитие [2]
Тревожность, детские страхи [3]
ММД/СДВГ [10]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Психоэмоциональное развитие

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - УНИВЕРСАЛЬНОЕ МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО для ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫX
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ - УНИВЕРСАЛЬНОЕ МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО для ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫX 

Автор:  FANCY_men  
/По материалам моих научных работ. - © FANCY_men. - 
http://www.liveinternet.ru/users/fancy_men/

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Мелодии, тексты, и действия, сохранившиеся и дошедшие до нашего времени в виде фольклора (устного народного творчества), несут в себе глубокие психологические "инструкции”, которые создавались веками, хранились и передавались из поколения в поколение. Прелесть фольклора состоит в том, что он нас учит так, что мы не можем не научиться. Обучение при этом происходит как бы подспудно, незаметно, бессознательно – на уровне подсознания (такой тип обучения в традиционной психологии называется непроизвольным). И это непроизвольное обучение пронизывает все виды русского фольклора: былины, сказки, песни (в т.ч. и колыбельные), потешки, заговоры и т.д.

Народные колыбельные песни как традиционный и очень весомый фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в некотором едином "пра-океане”, едином потоке и ритме дыхания, в общих народных чаяниях. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента. У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное (в чем-то даже судьбоносное) значение для детей. 

Свет, исходящий от звучания, в частности, русских народных колыбельных песен, делает внутренний и внешний мир человека чище и ярче.


НЕМНОГО ЭТИМОЛОГИИ, ИСТОРИИ, МИСТИКИ И НАУКИ

Cлово "колыбель” этимологически происходит от глаголов "колебать”, "колыхать”, "качать”. 

Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обставлялось множеством таинств и мистических обрядов. Люльку (в форме квадратной рамы со слабо натянутым на нее холстом, образующим значительное углубление в середине, либо в виде плетеной корзины) или – как исторически более поздний вариант – зыбку (ящик, изготовленный из луба и имеющий дно из тонких дощечек) подвешивали к потолку на гибком шесте (к шесту она крепилась с помощью веревок). Снизу, как правило, тоже прикреплялась веревка, позволявшая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы. /Т.о. "колыбель” – это обобщенное название всей данной конструкции./

Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он "при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о "доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой. 

Примечание. Современные парапсихологи объясняют мистические способности кошек и котов тем, что эти животные питаются негативной энергией (за счет данного качества они "лечат” и энергетику дома (хозяйства), в котором живут сами, и людей – своих хозяев). Именно по этой причине многие народные целители рекомендуют родителям нервных и сверхвозбудимых детей завести кота или кошку, чтобы такой ребенок непременно общался с животным-"лекарем” (гладил, играл, ухаживал за ним), причем как можно больше. Только вот в том месте, где кот (или кошка) сворачивается клубком (любит спать, отдыхать), ни детскую, ни взрослую кровать ставить ни в коем случае нельзя, т.к. данное место является источником отрицательной (негативной) энергии и может стать причиной очень многих заболеваний./

В свете вышеизложенного становится вполне понятным то, почему русские народные колыбельные песни изобилуют образами кота.

Какое же значение имела колыбель для развития младенца, который большую часть времени проводил во сне, просыпаясь только для еды и смены пеленок? Если он учился в колыбели, то чему? Чтобы получить ответы на эти вопросы, для начала следует понять, каким образом движется при ее раскачивании люлька (зыбка). Она совершает плавные и ритмичные движения по направлениям "вверх – вниз”, "вправо – влево”, "назад – вперед”.

Пока все органы чувств новорожденного не разовьются в полной мере, он познает мир, в частности, через прикосновения – посредством т.н. тактильного чувства. Ребенок, лежащий в раскачиваемой люльке (зыбке), пассивно воспринимает рецепторами своей кожи не только "прикосновения” люльки (зыбки) снизу, но и поочередное разнонаправленное ее "прикосновение” во всех направлениях. При этом ребенок ощущает и свое пространственное перемещение по всем доступным люльке (зыбке) направлениям, что также является для него способом познания мира. Таким образом, еще ничего не осознавая, он подсознательно осваивает все 3 вектора нашего трехмерного пространства (длина, высота, ширина). Этим самым ребенок как бы исподволь готовится к тому, что он в ближайшем будущем должен будет в таком пространстве ориентироваться (т.е. посредством данных гармоничных раскачиваний активно развиваются его координационные способности, пространственное мышление, тренируется вестибулярный аппарат). 

Подобно ритму раскачивающейся люльки (зыбки), ритмичное звуковое (речевое) "раскачивание” происходит и во время исполнения колыбельной песни, когда голос совершает движение по звукоряду то вверх, то вниз: "кач-кач-кач”, "баю-баю-бай”, "люли-люли-люли” и т.п.). /Традиционно колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки (зыбки) – в такт друг другу./ Помимо этого размеренность колыбельных песен совпадает (или стремится совпасть) с ритмическим рисунком (частотой) пульса и дыхательных движений, своим гармоничным ритмом оказывая на ребенка мощное успокаивающее и усыпляющее действие. 

Примечание. Знаменитый испанский писатель и фольклорист Федерико Гарсиа Лорка справедливо подметил: "Настойчивое, почти навязчивое использование одной и той же ноты [что мы и наблюдаем в большинстве народных колыбельных песен. – Примечание мое. FANCY_men] – эта черта свойственна некоторым формулам заклинаний и даже тем речетативам, которые можно было бы назвать доисторическими”. /Испанский композитор и специалист по песенному фольклору Мануэль де Фалья, в свою очередь, сделал следующий вывод: "Колыбельные – единственный в Европе образец первобытных песен”./ 

Совершенно очевидно, что слова из популярной в колыбельных песнях строчки припева "баю-баюшки-баю” возникли от устаревшего глагола "баять” (т.е. "говорить”, "рассказывать”). Отсюда же – слова "баян” ("сказитель”, "рассказчик”) и "байка” ("сказка”). /Следует обратить особое внимание на глагол "рассказывать”. Приставки "рас-", "раз-" в русском языке имеют значение движения в разные стороны – "разъехаться”, "разбежаться”, "расcыпать”, "расслоить” и т.д. Значит, рассказывая ребенку на сон сказку или напевая колыбельную песню, мы как бы раскрываем перед ним дверь в нее, проводя обучение во сне или в состоянии, близком ко сну. Причем учим совершенно удивительным вещам, которые младенец, по всем меркам, пока вроде бы и не способен осознанно воспринять. Но "работа” идет – на уровне его подсознания./ 


ВОЛШЕБНАЯ СИЛА НАРОДНЫХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН

Колыбельные песни, которые есть у всех народов мира, являются не просто элементом фольклора и служат не только для убаюкивания ребенка. Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью (следовательно, они играют значимую роль в развитии у него мышления). Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин утверждает, что существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте (от этого потенциала, в свою очередь, во многом зависит и уровень образования, и социальный статус, и пр.). "Колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. А что такое развитие мозга? Не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными, и в этом случае высок риск развития психопатологий" (В. Леутин). 

От того, какие песни пела ребенку мать и пела ли она их вообще, во многом зависит характер маленького человека, его физическое и душевное здоровье (в т.ч. степень его психологической устойчивости) на протяжении всей его настоящей и будущей жизни. Кроме того, в колыбельных песнях зашифрованы уникальные знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти ребенка (дети, у которых генетическая память не "разбужена", медленнее развиваются и гораздо труднее адаптируются в жизни и в обществе). Авторство данного открытия (о связи музыкально-текстового содержания колыбельных песен с генетической памятью ребенка) принадлежит доктору филологических наук Ирине Карабулатовой (г. Тюмень), долгое время изучавшей колыбельные песни народов Сибири. 

Примечание. У сибирских народов, по наблюдениям И. Карабулатовой, именно через колыбельные песни идет передача нравственных идеалов от одного поколения к другому. /Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создается своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняет сама мать. А потом данная песня всю жизнь служит ему оберегом./ И. Карабулатова при поддержке звукозаписывающей фирмы "SVE-records” (г. Екатеринбург) подготовила и в 2005 г. запустила в широкую продажу компакт-диск с колыбельными песнями народов бывшего СССР. На этом диске с целью достижения максимального релаксационного и психотерапевтического эффектов колыбельные песни записаны на фоне звуков живой природы (шум прибоя, пение птиц, журчание лесного ручья и т.п.). /На этом же диске записаны и некоторые народные заговоры, а также тексты колыбельных песен./ Подготовлен диск и с караоке-версиями этих же народных колыбельных песен (причем "тема” сыграна на национальных музыкальных инструментах того региона, откуда "позаимствована” конкретная колыбельная песня). /В данном проекте И. Карабулатовой – сочетание традиционной культуры баюканья и современной релакс-(транс-)музыкотерапии, что и обуславливает его огромный психотерапевтический эффект./

В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ. Исполняя традиционную народную колыбельную песню со всей искренностью и душевной материнской теплотой, мать психологически как бы кодирует сознание и подсознание сына или дочери на определенный поведенческий стереотип, принятый в обществе. Посредством этих песен в момент засыпания (в т.н. просоночных состояниях психики, когда доступ к подсознанию значительно облегчается) проис- ходит очень интенсивное опосредованное обучение ребенка всему тому, что его окружает. При этом в детское подсознание буквально "впечатывается” позитивная программа его будущей деятельности в течение всей жизни. Данное обстоятельство в значительной мере и обуславливает социально приемлемое поведение человека в дальнейшем. /Именно этим фактором современные ученые объясняют статистику, согласно которой дети, засыпавшие под колыбельные песни, по достижении взрослого возраста становятся более успешными и устойчивыми в жизни (они в меньшей степени подвержены различным психическим расстройствам), чем те, кто колыбельных не слышал. 

Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся как раз в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки, без которых он просто не выживет. /Не случайно основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем./ 

Чрезвычайно важным фактом является то, что колыбельные песни поет ребенку, как правило, его родная мать, которая (в этом вопросе лингвисты, психологи и этнографы едины) представляет собой для него на данном этапе жизни самую значимую часть мира, И эти мамины песни способны значительно "смягчить” болезненный для детской психики естественный разрыв ребенка в районе 1 года с телом матери (в этот период у малыша появляются первые признаки осознания своего "я”). Согласно точке зрения знаменитого зарубежного психолога Ж. Лакана, именно данный разрыв – источник "психической драмы” (это самые первые в жизни ребенка душевные "ранки”). /Если обратиться к популярной ныне у большинства психоаналитиков США "теории психоанализа самости” Хейнца Кохута, можно понять, что до 2-хлетнего возраста у ребенка отсутствует т.н. стация эдипового комплекса (отец на этой стадии "отсутствует” в числе доминирующих "компонентов” детского мира). Мать в данный период психологически и, отчасти, физиологически (пока кормит грудью) по-прежнему слита с телом ребенка, и граница, разделяющая их в этом плане, еще не проявилась./ И пусть младенцам слова колыбельной песни могут быть пока еще не понятны, но глубочайшие нежность и душевность, вложенные в мелодию, слова, голос, традиционную манеру исполнения, а также сама необычайно тонкая (проникающая прямо в детскую душу и подсознание) энергетика такой песни оказывают на них самое благотворное воздействие. 

Примечание. Исполнение для ребенка перед сном колыбельных песен (равно как и чтение сказок), можно считать отправной точкой или даже основой (базой) т.н. гипнопедии – уникального и весьма перспективного направления в современной педагогике и психологии, занимающегося вопросами интеллектуального развития детей в состоянии сна.


СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВ) И АЛЕКСИТИМИЯ 

По мнению многих психологов, самое "безобидное", к чему может привести "замена” колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп – это развитие у ребенка т.н. синдрома дефицита внимания (СДВ). /Имеется в виду дефицит внимания к ребенку со стороны родителей./ В настоящее время, по самым скромным оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей (объективно – по визуально наблюдаемым признакам – СДВ выражается в неспособности концентрировать свое внимание). Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. 

К счастью, синдром дефицита внимания (СДВ) поддается коррекции, поэтому специалисты и считают его "самым безобидным", в отличие от алекситимии (термин происходит от греческих слов "а” – "отсутствие”, "lexis” – "слово”, "thymos” – "чувство”) – неспособности выражать свои чувства словами. Даже первичная алекситимия – та самая, которая развивается у ребенка из-за отсутствия любви и ласки со стороны матери (не говоря уже о более тяжелой вторичной алекситимии, развивающейся вследствие сильного одномоментного или хронического стресса), – коррекции практически не поддается. /Исследования зарубежных ученых показывают, что от 5 до 25 % взрослого населения Земли имеют те ли иные алекситимические черты (при этом мужчины страдают алекситимией в 7-8 раз чаще, чем женщины). Алекситимические характеристики в структуре личности мужчин в возрасте 42-60 лет повышают риск их преждевременной смерти от разных причин (включая несчастные случаи, насилие и т.п.) в 2-3 раза. Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму, наркомании, преступным действиям (в т.ч. физическому насилию). Также алекситимия может служить первопричиной очень многих серьезных психосоматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания и др.)./ 

"Не существует определенного взгляда на причины возникновения алекситимии. Тем не менее есть научные основания считать, что эмоциональное развитие человека и, соответственно, патология эмоциональности находится в прямой зависимости от характера отношений в системе "мать-ребенок" в раннем детстве” (В. Леутин).


ВОЗДЕЙСТВИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН НА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ 

В последние годы во многих зарубежных странах аудиозаписи национальных колыбельных песен как музыкотерапевтическое средство с успехом используются при лечении самых разнообразных психосоматических недугов не только у детей, но и у взрослых. Ученые отмечают, что при этом у слушателей зрелого возраста положительный лечебный эффект наступает весьма быстро. /Колыбельные песни воссоздают мир детства в памяти взрослых людей, способствуя "утилизации” стрессовых ситуаций. К тому же эти песни на подсознательном уровне подбираются к "корням” столь распространенных психических нарушений, как синдром дефицита внимания (СДВ) и алекситимия (см. выше), и борются с ними. Т.е. "недополучение” в детском возрасте родительской (особенно материнской) любви, обусловившее развитие этих недугов, в какой-то мере как раз и компенсируется при восприятии колыбельных песен взрослыми слушателями./ 

Колыбельные песни для всех без исключения возрастных категорий слушателей несут в себе чувство защищенности, уверенности в себе и в близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и со всем окружающим миром.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ 

Многие зарубежные ученые считают, что за первые 6 лет своей жизни человек принимает в себя развивающей информации больше, чем за последующие 60 лет.

* * *
Немецкие медики, изучавшие колыбельные песни со своих позиций, утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельную песню, то необходимая доза анестезии снизится в 2 раза. 

* * *
Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у кормящих мам, которые поют своим детям колыбельные песни, улучшается лактация (выделение материнского молока), а в дальнейшем устанавливаются более близкие в духовном плане отношения со своими детьми. /К примеру, если мама будет регулярно напевать эти песни недоношенному ребенку, то он гораздо быстрее наберется жизненных сил и "выровняется” в развитии./ У самих матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения (в период внутриутробного развития), снимаются проявления токсикоза, существенно облегчается и течение беременности, и сами роды.

* * *
Недавно ученые из Гетингемского университета (Германия) провели эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность снотворных медикаментов в сравнении с аудиозаписями колыбельных песен. К удивлению ученых мелодии оказались намного действеннее лекарственных препаратов.

* * *
Аудиоматериалы, представленные в уникальном проекте упоминавшейся выше И. Карабулатовой (СD-диск с аудиозаписями народных колыбельных песен) вкупе с авторским научным обоснованием образовательно-культурологического и музыкотерапевтического аспектов "внедрения” данного проекта в детские лечебные учреждения России ужé широко используются в психотерапевтической практике в детской поликлинике 2-ой городской клинической больницы г. Тюмени. Прослушивание представленных на CD-диске аудиозаписей народных колыбельных песен позволило значительно снизить употребление медикаментозных препаратов детьми. /В проекте были интегрированы результаты и лингвистики, и фольклористики, и психологии (музыкальной и возрастной), и психотерапии, и других смежных наук./
Категория: Психоэмоциональное развитие | Добавил: sanetta (31.03.2011)
Просмотров: 4402 | Теги: Музыкотерапия, детские капризы, Карабулатова, Колыбельные, мелодии, лечение СДВГ, психоэмоциональное развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 11
11  
* * *

Баю, баю, баю, бай,
Поскорее вырастай,
Во лесок ты пойдешь,
Папе ягод наберешь.
Спи-ко, детонька, в добре,
На соломке, на ковре,
Лю - лю - лю, лю - лю - лю,
Бай, бай, бай, бай.

* * *

Спи-ко, дитятко, усни,
Угомон тебя возьми.
Угомон-то возьмет,
Дитя вырастет.
Боле вырасти,
Ума вынести,
Лю - лю - лю, лю - лю - лю,
Бай, бай, бай, бай.

А ты вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Будешь в золоте ходить,
В руках золото носить.
Ты находишься,
Ты накосишься.
Лю - лю - лю, лю - люлю,
Бай, бай, бай, бай.
Баю бай, да побай,
Спи-тко, детка, усыпай,
Ляг-то камышком,
Встань-ко перышком.

* * *

ВЕТЕР ГОРЫ ОБЛЕТАЕТ

Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай.
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Желтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.

* * *

АЙ, ЛЮЛИ-ЛЮЛИ-ЛЮЛИ

Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли –
Сказку Маше принесли.
Журавли-то мохноноги,
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Машу,
У нас Маша спит-спит.

* * *

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

* * *

БАЮ-БАЮ, ЗА РЕКОЙ...

Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше - на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!

* * *

БАЮШКИ-БАЮШКИ

Баюшки-баюшки,
Скакали горностаюшки.
Прискакали к колыбели
И на Машу поглядели.
И сказал горностай:
«Поскорее подрастай!
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И волчонка, и зайчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
И под елкою лису».

* * *

И У НОЧИ БУДЕТ КРАЙ...

Баю-бай, баю-бай,
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок.
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.
Баю-бай, крадется Дрема,
Он разносит сны по дому.
И к тебе пришел, Малыш,
Ты уже так сладко спишь.

* * *

МЕСЯЦ ВЗОШЕЛ

Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!"


10  
* * *
БУКА

Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь.

* * *

СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК

Баю-баю-баю-баю,
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.

* * *

Бай - бай - бай,
Баю-баю-баю-бай,
Поскорей ты засыпай,
Лю-лю-лю-лю,
Бай - бай - бай - бай.
Спи-ко, детка, до поры,
Не поднимай-ко головы,
Когда будет пора,
Мы разбудим тебя.

Баю-баю-бай-бай,
На дорожке горностай,
Горностая пугнем,
Детке шубочку сошьем.
Лю - лю, лю - лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Детям спать велят.

Баю - баю - бай - бай,
Под окошком попугай,
Кричит: «Детку нам отдай!».
А мы детку не дадим,
Пригодится нам самим
Пригодится нам самим,
Попугая угоним.
Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках яблочки,
В ножках прянички.
По бокам конфеточки,
Золотые веточки,
Да люли - бай, люли - бай
Лю, лю, лю...

Баю - баю - баюшок,
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Детям спать не дает.

* * *

Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,
Живет барин на краю,
Живет барин на краю,
Он не беден, не богат.
Он не беден, не богат,
У него много ребят.
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Кашу масляну едят,
Ой, люлю, люлю, люлю...
Каша масляная,
Ложка крашеная,
Масло льется, ложка гнется,
Душа радуется.


9  
* * *
ВЕТЕР, СОЛНЦЕ и ОРЁЛ

Баю-баюшки, баю,
Мою милую лю-лю.
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой,
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать:
- Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
- Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал.
Малых деточек улюлюкивал!

* * *

СО ВЕЧЕРА ДОЖДИК

Со вечера дождик
Землю поливает.
Землю поливает,
Траву прибивает.

Траву прибивает,
Брат сестру качает.
Брат сестру качает,
Ее величает.

Ее величает:
- Расти поскорее.
Расти поскорее,
Да будь поумнее.

Да будь поумнее,
Собой хорошее.
Собой хорошее,
Лицом побелее.

Лицом побелее,
Косой подлиннее.
Косой подлиннее,
Нравом веселее.

Нравом веселее,
Вырастешь большая.
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замуж
Во чужу деревню.
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.

Со вечера дождик
Землю поливает.
Землю поливает
Брат сестру качает.

* * *

CПИ, СЫНОЧЕК МОЙ, УСНИ

Спи, сыночек мой, усни,
Люли, люшеньки, люли.
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

* * *

ДРЁМА

Сидит Дрема
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ.

Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.


8  
БАЮ - БАЮШКИ - БАЮ

Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки.
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать -
Да стал мой милый засыпать.

* * *

ГУЛЕНЬКИ

Люли, люли люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать.
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

* * *

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПРО КОТОВ

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.

* * *

Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

* * *

Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.

* * *

У КОТА ЛИ

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.

У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.

У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.

У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

* * *

УЖ ТЫ, КОТИНЬКА-КОТОК

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.


7  
Ссылка на сайт Карабулатовой Колыбельные

6  
***

Но, бывает, и построжить надо маленького, чтоб не капризничал, чтобы привыкал понимать чужие заботы:

Спи-ка, Костя, баюшки,

Не проси-ка нянюшки!

Татке, мамке недосуг,

Косте вичинку* несут.

Спи-ка, Костенька,

Спи, хорошенький!

* Вичинка, вица - прут.

***

Ещё нашлёпать пообещают, а то и серого волчишку вспомнят или буку какого-нибудь страшноватого.

***

Баю-баюшки, баю,

Колотушек надаю.

Колотушек двадцать пять,

Будет Дима крепко спать.

***

Баю-баюшки, баю,

Колотушек надаю,

Колотушек двадцать пять.

Эх ты, Феденька, опять?

Ты не плач, не горюй,

Федя маленький,

Во солдатушки пойдешь -

Ровно к маменьке.

***

Ты люли-баю,

Не ложись-ка, Даник, с краю!

Придёт серенький волчок,

Схватит Даника за бочок

И потащит у лесок. Нашёл котик поясок

И к люлечке привязал,

И Даника покачал.

Качай, качай, котик!

Как я вырасту большой,

Дам тебе папки

В обеи лапки,

А как будет мало,

Дам кусочек сала.

***

Ой бай да побай,

Поди, бука, на сарай,

Бука, в избу не ходи,

Наше дитя не буди!

Баю-бай.

***

Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю,

С краю свалишься,

Напугаешься,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

За ракитовый кусток,

***

Иногда в качестве колыбельной приспосабливают другую какую-нибудь песню.

Туру-туру, пастушок,

Сыграй Димушке в рожок!

Хорошо пастух играет,

Выговаривает:

"Вставай, девки,

Вставай, бабы,

Вставай, малые ребятки,

Вставай, малые ребятки.

Вставай, стары старики!

Выгоняйте-ка скотинку

На широкую долинку!"

Гонят девки,

Гонят бабы,

Гонят малые ребятки,

Гонят малые ребятки,

Гонят стары старики.

***

Из букварей, из книжек попадали в народный обиход и подходящие по содержанию произведения поэтов. Особенно полюбилось народу стихотворение Аполлона Майкова. "Спи, дитя моё, усни". В устах няню шек оно немного изменилось.

Ай-люли, ай-люли,

Поскорее сон иди,

Спи, Ванюша мой, усни.

Сладкий сон тебя манит.

В няньки я к тебе взяла

Ветер, солнце и орла,

Улетел орёл домой,

Скрылось солнце за горой.

Ветра спрашивает мать:

"Где изволил пропадать?

Или волны ты гонял,

Или с звёздам воевал?"

- "Не гонял я волн морских,

Звёд не трогал золотых -

Я дитя уберегал,

Колыбелочку качал".

***

Убаюкивая младенца, не обязательно петь, неко торые колыбельные можно и нараспев приговаривать:

Байки-побайки,

Матери - китайки,

А отцу-то - кумачу,

Братцу - бархату,

А сестрице-гопубице -

Ленту алую,

А няньке-то - платок,

Диме - розовый цветок.

***

Пышка-лепешка

В печке сидела,

На Лену глядела,

В рот захотела.

А качú - качú - качú,

Под подушкой калачи,

В руках прянички,

В ножках яблочки.


5  
***
Бог тебя дал,

Христос даровал,

Пресвятая Похвала*

В окошечко подала,

В окошечко подала,

Иваном назвала:

- Нате-тко,

Примите-тко!

Уж вы нянюшки,

Уж вы мамушки,

Водитеся,

Не ленитеся!

Старые старушки,

Укачивайте!

Красные девицы,

Убаюкивайте!

Спи се с Богом,

Со Христом,

Спи со Христом,

Со ангелом!

Спи, дитя, до утра,

До утра, до солнышка!

Будет пора.

Мы разбудим тебя.

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе.

Сон-то говорит:

- Я спать хочу!

Дремота говорит:

- Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают.

Заглядывают,

Спать укладывают.

* То есть Богородица.

***

Баю-баюшки-баю,

Века долгого сулю,

Веку долгого,

До росту полного.

***

Баю-баюшки, баю

Октябринушку мою!

Положу тебя я спать

На дубовую кровать.

Кровать нова, дубова,

Постелюшка пухова,

А подушка у тебя

С лебединого пера.

Соболиным одеялом

Покрываю я тебя.

Спи, не думай ни о чем,

Живешь ты с матерью, с отцом:

Ни об хлебе, ни об соли,

Ни об денежном расходе.

Спи-тко, дитятко, усни,

Ангел милый да храни.

Ангел милую хранит,

До полудня спать велит.

Полденочек придет,

Младенец выстанет - пойдет.

***

Баю-бай, баю-бай,

Папе надо паренька,

Да на полоску пахарька,

А маме надо девушку,

На полоску жнеюшку

Да на лужок грабеюшку.

Спи-ко, дитятко,

С тобой некому водиться:

Нету тётушек родных

Да нету бабок желаннЫх.

Ещё только добра

Одна маменька родна,

С тобой водится

Да беспокоится.

***

Все колыбельные песни сложены очень давно. В них рассказывается о крестьянской жизни, о крестьянском труде, о домашних животных, птицах, о лесных зверуш ках, о природе, которая окружает деревенского человека.

***

Ой, лю-лю,

Моё дитятко,

Спи-тко, усни.

Дитя материно!

Все ласточки спят,

И касатки спят,

Куницы спят,

И лисицы спят,

Нашему Ванюше

Спать велят.

Для чего, зачем

Ванюшке не спать?

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам,

Лисицы спят

Бее по подкусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнёздышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

Спи-тко, Ванюша,

Спи-тко, дитятко родное!

***

Баюшки-баю,

Да не ругаю, не браню,

Не ругаю, не браню

Да всё добром те говорю.

Спи, жадобушко*, покрепче,

С тобой некому водиться,

Окол батюшки вертиться:

Нету бабушек родных

Да нету тёток жалобных.

Только есть у тя добра

Да родна маменька одна,

Одна маменька родна

С тобой возится одна

Да беспокоится сама.

Я повырощу тебя,

Да повозрощу молодца,

Да во чистó поле севца.

Да во озёрышко ловца,

На гумешко молотить

Да под окошком дров пилить.

Баюшки-баю,

Да не ругаю, не браню,

Не ругаю, не браню

Да всё добром те говорю.

* Жадобушко - милый, любезный, желанный


4  
***
Спи-тко, миленькой,

Да спи, любименькой.

Уж ты внучатко моё,

Да ты прекрасно-дорого,

Да ты прекрасно-дорого,

Моя жемчужинка.

Ты спи-тко, дитя.

Да ты покрепче спи,

А родитель твоя -

Она уйдет от тебя

На работушку.

Чтобы вас пропитать

Да чтобы вас прокормить,

Надо хлебушко убрать

Да на коровку накосить.

Надо сенце да соломушку,

Чтобы коровушки доили,

Молочко-то вам-то было.

Баю-баю, баиньки,

Спи-тко, милый заюшко,

Да спи-тко:

Да вы ведь сытеньки,

Да накормлены,

Да вы ухожены,

Да вы в люльку

Да спать повалены.

***

Баю-баюшки-баю,

Живёт мужик на краю.

Он не беден, не богат,

У него много ребят.

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Кашка масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнётся,

Нос трясётся,

Сердце радуется.

***

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшке, мамочке

Обновочки дарить,

Красным девицам

По ленточке.

Нянюшки, мамушки,

Качайте дитя!

***

Котик серенький,

Хвостик беленький,

Он по улице ходил,

Ночевать к нам приходил,

Лешеньку попросил:

"Пусти меня ночевать,

Я стану всю ночь качать!"

Уж. я тебе, коту,

За работу заплачу:

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю,

И дам тебе папы*

В обе лапы.

Ты ешь, котик, не кроши,

Еще папы не проси!

У котика, у кота

Кроватка хороша,

А у Лёшеньки мово

Есть получше его.

У котиньки, у кота

Перинка хороша,

У Лёшеньки мово

Есть получше его.

У котика, у кота

Изголовье высоко,

У Лешеньки мово

Ещё выше его.

У котика, у кота

Одеяльце хорошо,

А у Лёшеньки мово

Есть получше того.

На котика, на кота

Приходила слепота,

А на Лёшеньку мово

Приди сон, дремота!

Спи, мой Лёшенька, усни,

Угомон тебя возьми!

Вырастешь большой,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшек и мамушек

Златом, серебром дарить.

* Папа, папка - хлеб, вообще какая-либо еда. В словаре В. И. Даля дано такое объяснение: "Детское: папка, хлеб, хлебец, хлебушка".


3  
***
Ой, люлú-люлú-люлú,

Прилетели к нам гулú,

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать,

Диме спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Димушке поспать.

Перва гуля говорит:

"Диму спать надо валить!"

А вторая говорит:

"Надо кашкой накормить!"

Третья гуля говорит:

"Погулять надо сходить!"

***

Баю-баю-баиньки,

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки,

Небольшие, маленьки -

Вовоньке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

***

Баю-баю, зЫбаю,

Отец пошел за рыбою.

Мать пошла коров доить,

Брат пошёл верёвки вить,

Сестра пошла пелёнки мыть.

***

А бабай-бабай-бабай,

Ты, собаченька, не лай,

И гудочек - не гуди,

Нашево Диму не буди.

Дима выспится -

Не куражится,

А на улочку пойдет -

Разгуляется,

С маленьким ребяткам

Разыграется.


2  
***
Баю-баиньки-баю,

Спать укладываю,

Спать укладываю,

Коту наказываю:

Киса, каши свари,

Киса, Лизу накорми,

Киса, кашки поешь,

Киса, Лизоньку утешь!

***

Баю-бай, баю-бай,

Мою Лизу не размай!

А кто Лизочку размает,

Тот и спать укладет.

***

Как. у нашего кота

Была мачеха лиха,

Она била кота,

Приговаривала:

- Не ходи-ко, коток,

По чужим по дворам,

Не качай-ко, коток,

Чужих детушек,

А качай-ко, коток,

Нашего Димушку!


1  
Котя, котенька, коток,

Котя - серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Нашево Димушку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Кусок пирога

И кувшинчик молока.

***

Баю-баюшки, баю.

Сидит котик на краю,

Лижет мордочку свою

Да тешит деточку мою.


Copyright MyCorp © 2016
Наш опрос
Как вы считаете, нужна ли в Японии группа личностного роста для подростков?
Всего ответов: 165
Друзья сайта
Реклама
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz