СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ВЗРОСЛЫХ
Д-р Рассел A. Баркли, Профессор-исследователь факультета психиатрии Школы медицины Государственного Университета штата Нью-Йорк, г. Сиракьюз
Симптомы импульсивности часто проявляются у взрослых иначе
Проявление импульсивности у взрослых часто приводит к более серьезным последствиям
DSM IV Симптомы
- Ерзает и суетится
- Трудоголик
- Не может усидеть на месте
- Слишком много носится и лазит
- Не может тихо играть/работать
- "В движении” / "С моторчиком”
- Слишком много г•Выпаливает ответы - Не может дождаться своей очереди - Перебивает/вторгается в чужие разговоры - С трудом поддерживает внимание - Не слушает - Не следит за ходом мысли - Неорганизован - Теряет важные вещи - Легко отвлекается, забывчив
|
Обычные проявления у взрослых
- Слишком много дел в расписании/Непомерно загружен работой
- Сам выбирает очень активную работу - Постоянно занят, что приводит к проблемам в семейных отношениях
- Слишком много говорит
- Плохо переносит неудачи и разочарования - Увольняется с мест работы - Рвет отношения с людьми - Превышает скорость при вождении - Теряет самообладание - Склонен к появлению зависимости
- С трудом поддерживает внимание Во время встречи, при чтении, при работе с бумагами - Склонен откладывать «на потом» до паралича деятельности - Медлителен, неэффективен - Плохо планирует рабочее время - Неорганизован |
Нарушения деятельности - Нарушение торможения реакции - Снижение логической рабочей памяти - Снижение вербальной рабочей памяти - Уменьшение гибкости реагирования - Недостаточно принимается в расчет вознаграждение в будущем - Больше ошибок в оценке необходимого времени - Снижена способность планирования времени - Недостаточность планирования и способности решать проблемы - Снижение способности оценивать совершенные ошибки - Недостаточность осмысления информации при слушании и чтении - Слабая организация труда - Снижение способности поддерживать мотивацию к работе - Повышенная склонность к позитивным иллюзиям (неадекватность самооценки)
Обзор нарушений деятельности
Нарушения деятельности у взрослых становятся более вероятными и более сложными:
- Невербальная временная рабочая память - Вербальная рабочая память - Эмоциональное/Мотивационное саморегулирование - Способность планировать и решать проблемы
Распространенность расстройства (США)
- Различается по полу, возрасту, социальной принадлежности и демографической принадлежности (представители городской или сельской местности) - 4-5% взрослого населения (всех категорий) - <2:1 у взрослых - Международные исследования распространенности в других странах пока отсутствуют
Проблемы на работе и в школе
- Не может концентрировать внимание при работе с бумагами и т.д. - С трудом сохраняет активность, трудоспособным, сосредоточенным на встречах - Мало способен к организации труда и планированию - Откладывает исполнение дел вплоть до наступления крайнего срока сдачи - Неэффективно использует время, не имеет навыков управления временем - Субъективно ощущает беспокойство; суетлив - И все-таки физически более активен, чем другие - Импульсивно принимает решения - Неспособен хорошо работать самостоятельно - Менее способен тщательно соблюдать указания - Часто меняет работу импульсивно - Чаще подвергается увольнению с работы - Часто опаздывает на работу, встречи, совещания - С большей вероятностью работает на самого себя - Забывчив, часто кладет вещи не на места - Отличается слабой самодисциплиной
Межличностные отношения
- Осознает ухудшение своего социального статуса, но мало способен что-то изменить из-за слабых тормозных реакций - Делает импульсивные замечания другим людям - Незамедлительно проявляет свои эмоции, гнев, разочарование - Эмоции могут не соответствовать ситуации - Плохая оценка эмоциональных реакций других людей - Слабая способность сдерживать обещания, соблюдать обязательства - Оставляет впечатление сконцентрированной на себе, незрелой личности - Невнимательно слушает, чрезмерно говорлив, вмешивается в разговоры или действия других людей «Вязок» в социальном плане – не может прекратить взаимодействие, получив от других сигналы, предлагающие это сделать
Другие проблемы межличностных отношений
- Менее способен поддерживать дружбу, знакомства и т.д. в отличие от других - Рискованное сексуальное поведение: - Больше партнеров – меньше продолжительность сексуальных отношений - Реже применяет контрацептивные средства - Выше риск наступления беременности в подростковом возрасте - Выше риск заражения болезнями, передающимися половым путем
Расстройства психики
- Оппозиционно-вызывающее расстройство (24-36%+) - Кондуктивное расстройство (17-25%) - Антисоциальная психопатия (18-21%) - Театральность, пограничные расстройства и пассивно-агрессивные отклонения (14% или менее) - Злоупотребление: - Алкоголем (32-53%) - Марихуаной (15-21%) - Другими веществами (8-32%) Все это прогнозируется при кондуктивном расстройстве в подростковом возрасте
Опасности при управлении автомобилем
- Снижена способность управлять автомобилем, замедлена реакция при торможении - По собственному мнению, оценкам других людей и инструкторов по вождению, использует меньше навыков безопасного вождения - Более склонен водить машину до получения прав на вождение - Большее число аварий (и больше по своей вине) (2-3-кратный риск) - % с 2+ столкновениями : 40 по сравнению с 6 - % с 3+ столкновениями : 26 по сравнению с 9 - Больше штрафов (превышение скорости – в среднем 4-5 по сравнению с 1-2) - Тяжелые аварии ($4200-5000 по сравнению с $1600-2200) - (% столкновений с телесными повреждениями: 60 по сравнению с 17%) - Большее количество случаев временного/постоянного лишения водительских прав (в среднем 2.2 по сравнению с 0.7) - (% временно лишенных прав: 22-24 по сравнению с 4-5%) - Больше случаев вождения в нетрезвом состоянии
Адаптация на работе и в учебном заведении
- Принимать лекарственные средства в течение рабочего /учебного дня (или чаще) - Найти "Тренера” или "Наставника” (всего на 15 минут в день) - Краткие обоюдные отчеты – ключ к успеху - Связаться с отвечающим за СДВГ в университетском центре помощи людям с ограниченными возможностями и часто пользоваться этой связью - Вести ежедневник – записывать все (!), что необходимо сделать - Вести ежедневные или еженедельные карточки с отчетами о поведении - Больше печатать на компьютере, чем писать от руки - Записывать на магнитофон важные лекции и встречи - Использовать любые дополнительные учебные материалы или возможную помощь
Другие виды адаптации
- Приобрести ноутбук или какие-либо другие системы обработки данных (наладонный/карманный компьютер) - Составить жесткий график занятий, встреч, работы в первой половине дня - Чередовать обязательные и факультативные курсы - Или скучные задания с доставляющими удовольствие - Предоставление дополнительного времени при проведении тестов с ограничением времени – нет свидетельств пользы - Лучше проводить тест в условиях, исключающих возможность отвлечься - Физические упражнения перед экзаменами или скучными занятиями в классе / встречи - Делать заметки для повышения концентрирования внимания в классе / во время встреч - Применять систему тактильной коммуникации, чтобы чаще напоминать себе о необходимости самосознания и концентрации на цели : The Motivaider (карманный прибор, подающий сигнал вибрации)
|